RSS новости
Играть онлайн в игры денди
 
Каталог / Бизнес
Ссылка на ленту:

Бухгалтер 911. Новости бухгалтерского и налогового учета в Украине. buhgalter911.com

Новости бухгалтерского и налогового учета в Украине

Загружается, подождите...

08:05 31.08.15

Бухгалтерский семинар «Налоговая осень – 2015: свежие изменения в налоговом законодательстве». Присоединяйтесь!

[comments:false]

   Хотите продлить лето и отдохнуть с пользой для работы и здоровья? Посетите осенний выездной бухгалтерский семинар, который будет посвящен последним изменениям в налоговом законодательстве 2015 года.
   
   Семинар будет проходить с 26 сентября по 2 октября в санатории «Подолье», расположенном в живописном городке Хмельник (Винницкая область). Занятия будет проводить консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения и практикующий сертифицированный аудитор Валерий Мороз.
   
   В течение недели лектор вместе с участниками обсудят следующие темы налогообложения:
   • Электронное администрирование НДС;
   • Налоговая отчетность;
   • Промежуточные итоги и обзор опыта по другим налогам и сборам;
   • Единый социальный взнос. Применение понижающего коэффициента;
   • Ответы на вопросы участников.
   
   Кроме занятий для участников семинара предусмотрена обширная развлекательная программа, и индивидуально подобранные оздоровительные процедуры.
   
   Посмотреть программу семинара на каждый день, подать заявку на участие, а также узнать более детальную информацию можно здесь или по телефону (057) 76-500-76
   
   Присоединяйтесь! Продлим лето вместе!
   
   

   


08:00 31.08.15

«Модуль обмена Приват24-1С». Что нового?

   ПриватБанк продолжает расширять возможности «Приват24-1С».
   
   Теперь в «Приват24-1С» реализовано управление налоговыми накладными для электронной регистрации НДС просто из «1С:Предприятие 7.7» и «1С:Предприятие 8».
   
   Дополнительные возможности приложения для «1С:Предприятие 8»:
   • просмотр списка подготовленных платежей;
   • заполнение счетов бухгалтерского учета при импорте платежей;
   • просмотр выписок банка за период и по счетам.
   
   Напомним, что «Модуль обмена Приват24-1С» совместим с такими версиями 1С:
   
   1. «1С:Предприятие» версии 8.2.18 и выше с конфигурациями «Бухгалтерия для Украины», «Управление производственным предприятием для Украины», «Управление торговым предприятием для Украины», «Управление торговлей для Украины», «Зарплата и управление персоналом для Украины»,« Управление небольшой фирмой для Украины»,«Общепит для Украины». При этом можно подключиться к другой информационной базе «1С:Предприятие», в том числе более ранних версий.
   
   2. «1С:Предприятие» версии 7.7 с конфигурациями «Бухгалтерский учет для Украины» и комплексной «Бухгалтерия, торговля, склад, зарплата, кадры для Украины», «Производство» и «Бухгалтерия» старых релизов.
   
   Также поддерживаются все вышеперечисленные конфигурации, работающие в интернет-браузере (режим web-клиента).
   
   Кроме того, «Модуль обмена Приват24-1С» интегрирован в облачную 1С.
   
   

   


00:17 31.08.15

Минимальные оптово-отпускные и розничные цены на алкоголь с 1 сентября вырастут

   Як повідомили у відділі контролю за обігом та оподаткуванням підакцизних товарів Головного управління ДФС у Чернігівській області, що з 1 вересня 2015 року підвищується розмір мінімальних оптово-відпускних і роздрібних цін на окремі види алкогольних напоїв згідно з постановою Кабінету Міністрів України «Про внесення змін до постанови Кабінету Міністрів України від 30 жовтня 2008 р. № 957» від 17.06.2015 р. № 426.
   
   Зокрема, з 1 вересня мінімальна оптова ціна на горілку і лікеро-горілчані вироби за 1 літр 100-відсоткового спирту зросте до 175,96 гривень.
   
   Мінімальна роздрібна ціна на горілку і лікеро-горілчані вироби за 1 літр 100-відсоткового спирту зросте до 274,5 гривень.
   
    Просимо звернути увагу платників на посилену відповідальність за порушення законодавства в сфері виробництва та обігу спирту, алкогольних напоїв та тютюнових виробів.
   
   А саме, Законом України «Про державне регулювання виробництва і обігу спирту етилового, коньячного і плодового, алкогольних напоїв та тютюнових виробів» у випадку оптової або роздрібної торгівлі коньяком, алкогольними напоями, горілкою, лікеро-горілчаними виробами та вином за цінами, нижчими за встановлені мінімальні оптово-відпускні або роздрібні ціни на такі напої, передбачено фінансову санкцію у вигляді штрафу - 100 відсотків вартості отриманої партії товару, розрахованої виходячи з мінімальних оптово-відпускних або роздрібних цін, але не менше 10000 гривень.


00:16 31.08.15

Вебинар от ГФСУ для предпринимателей по освещению налогового и пенсионного законодательства



Презентації:

Спрощена Система

Сервіси ДФСУ

Форма Книг для спрощенців


Питання-відповіді:

податкове законодавство

пенсійне законодавство


Тези:

Частина 1

Частина 2


00:15 31.08.15

Штрафные санкции за нарушение норм по регулированию обращения наличных средств

   В соответствии с требованиями Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далее - Положение № 637), лица, виновные в нарушении порядка ведения операций с наличностью привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Украины. В настоящее время размеры и порядок применения штрафных санкций за нарушения в сфере наличного обращения в национальной валюте Украины установлены Указом Президента Украины от 12.06.95 г. № 436/95 "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" (далее - Указ № 436).
   
   Данные документы предусматривают следующие группы субъектов наличного обращения, к которым в случае нарушения норм регулирования наличного обращения могут быть применены штрафные санкции:
   
   - юридические лица всех форм собственности, их обособленные подразделения;
   
   - физические лица - граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности;
   
   - постоянные представительства нерезидентов, через которые полностью или частично осуществляется их предпринимательская деятельность в Украине.
   
   НБУ в письмах от 08.02.2007 г. № 11-113/489-1334 и от 08.12.2005 г. № 11-113/4170-12280 сообщает, что поскольку на небанковские финансовые учреждения распространяются требования Положения № 637, то к ним могут применяться предусмотренные Указом № 436 штрафы (см. также письмо НБУ от 16.02.2009 г. № 40-509/971-2331).
   
   В соответствии со ст. 1 Указа № 436 к вышеназванным категориям лиц при нарушении ими норм наличного обращения применяются следующие штрафные санкции:
   
   - за превышение установленных лимитов остатка денежной наличности в кассах - в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной денежной наличности за каждый день;
   
   - за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах денежной наличности - в пятикратном размере неоприходованной суммы;
   
   - за расходование денежной наличности из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений (кроме денежных средств, полученных из касс учреждений банков) на выплаты, связанные с оплатой труда (за исключением экстренных обстоятельств - социальных выплат гражданам на погребение, пособий при рождении ребенка, одиноким и многодетным матерям, на лечение в случае болезни, компенсаций лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской аварии), при наличии налогового долга - в размере осуществленных выплат;
   
   - за превышение установленных сроков использования выданной под отчет денежной наличности , а также за выдачу наличных средств под отчет без полного отчета о ранее выданных денежных средствах - в размере 25 % выданных под отчет сумм;
   
   - за проведение наличных расчетов без представления получателем денежных средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств, - в размере уплаченных денежных средств;
   
   - за использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению - в размере израсходованной денежной наличности.
   
   Кроме этого, п. 2.13 Положение № 637 установлено, что предприятия при осуществлении расчетов с потребителями за наличные обязаны принимать в уплату за товары (работы, услуги и др.) без ограничений банкноты и монеты (в том числе оборотные, памятные, юбилейные монеты, изношенные банкноты и монеты) всех номиналов, выпускаемые НБУ в оборот, которые являются действующим платежным средством и не вызывают сомнения в своей подлинности и платежности. Кроме того, предприятия должны обеспечивать постоянное наличие в своих кассах банкнот и монет разных номиналов для выдачи сдачи гражданам. За нарушение этих правил ведения кассовых операций предусмотрена административная ответственность.
   
   
Штрафные санкции за превышение установленного лимита кассы и расчетов наличными

   
   Согласно п. 1.2 Положения № 637 лимит остатка наличности в кассе (далее - лимит кассы) - это предельный размер наличности, который может оставаться в кассе предприятия во внерабочее время. Размер лимита кассы устанавливается предприятием с учетом режима и специфики его работы, удаленности от банка, объема кассовых оборотов (поступлений и выдачи) по всем счетам, установленных сроков сдачи наличности, продолжительности операционного времени банка, наличия договоренности предприятия с банком на инкассацию наличных средств и т. д. (п. 5.4 Положения № 637).
   
   Порядок определения лимита кассы регулируется п. 5 Положения № 637 и подробно рассмотрен в теме Лимит кассы.
   
   Положением № 637 определены субъекты хозяйственной деятельности, для которых лимит кассы не устанавливается, а значит, и штрафные санкции за превышение лимита кассы к ним не применяются. К таковым, в частности, относятся:
   
   - предприниматели - физические лица, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности (п. 2.7 Положения № 637);
   
   - религиозные организации (религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения), не осуществляющие производственную или другие виды предпринимательской деятельности (п. 5.6 Положения № 637);
   
   - банковские учреждения (п. 2.7 Положения № 637).
   
   Кроме этого, существуют предприятия, которым лимит кассы устанавливают отделения Госказначейства. К таким предприятиям относятся сами отделения Госказначейства, а также бюджетные учреждения и организации, обслуживающиеся в отделениях казначейства (п. 5.7 Положения № 637).
   
   Если по какой-либо причине лимит кассы предприятию не установлен, то он считается нулевым, а любой остаток наличности в кассе на конец рабочего дня будет являться сверхлимитной суммой (п. 5.8 Положения № 637). Если же лимит кассы установлен с превышением предельных размеров, определенных п. 5.4 Положения № 637, то он считается установленным на уровне предельных размеров. В этом случае сумма превышения считается сверхлимитной.
   
   Согласно п. 2.10 Положения № 637 не считаются сверхлимитными в случае хранения в кассе предприятия в течение 3 рабочих дней суммы наличности, полученной в учреждении банка для выплат, связанных с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов, свыше установленного лимита кассы, включая день получения наличности в учреждении банка. Вышесказанное относится и к выплатам работникам удаленных подразделений предприятий железнодорожного транспорта и морских портов, в этих случаях наличность может храниться в их кассах свыше установленного лимита кассы в течение 5 рабочих дней, включая день получения наличности в учреждении банка. Поэтому в этих случаях в течение указанных сроков санкции за превышение лимита наличных в кассе не применяются.
   
   Также не считаются сверхлимитными в день их поступления наличные средства (п. 5.9 Положения № 637):
   
   - если они были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки не позднее следующего рабочего дня банка или были выданы на следующий день на нужды, связанные с деятельностью предприятия;
   
   - если они поступили в кассу предприятия в выходные и праздничные дни и были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки на следующий рабочий день банка и предприятия или были выданы на следующий рабочий день на нужды, связанные с деятельностью предприятия (см. также письмо НБУ от 22.06.2006 г. № 11-113/2351-6538).
   
   Следует заметить, что применение штрафной санкции за превышение лимита наличности не зависит от того, кем устанавливается такой лимит, то есть штрафные санкции применяются и в том случае, если лимит устанавливается не Госказначейством, а самим субъектом хозяйствования. При этом потенциальная возможность применения такого штрафа зависит от того, насколько жесткий норматив предприятие установило для себя на основании расчета, предусмотренного Положением № 637.
   
   Непосредственно с лимитом наличности в кассе связано также установленное предельное ограничение по расчетам наличными. Напомним, что согласно п. 2.3 Положения № 637, сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) по одному или нескольким платежным документам через их кассы, кассы банков, другие финансовые учреждения, предоставляющие услуги по переводу денег, и предприятия почтовой связи не должна превышать величину, установленную Правлением НБУ. Такая предельная сумма определена постановлением Правления НБУ от 06.06.2013 г. № 210, вступающего в силу с 1 сентября 2013 г. и составляет для:
   
   - предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня в размере 10 000 (десяти тысяч) гривен;
   
   - физического лица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) гривен;
   
   - физических лиц между собой по договорам покупки-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению, в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) гривен.
   
   Платежи свыше указанной предельной суммы проводятся исключительно в безналичном порядке. При этом количество предприятий (предпринимателей), с которыми производятся расчеты, в течение дня не ограничивается. Отметим, что НБУ в п. 8 письма от 01.03.2005 г. № 11-111/680-1907 дополнительно разъясняет, что указанное ограничение касается также и расчетов наличными, осуществляемые через кассы банков и других финансовых учреждений, предоставляющих услуги перевода денежных средств, а также предприятий почтовой связи.
   
   Это ограничение касается также случаев осуществления расчетов через подотчетное лицо (см. письмо НБУ от 05.12.2007 г. № 11-113/4587-12584). При этом факт нарушения определяется в момент осуществления платежа подотчетным лицом.
   
   В письме от 06.03.2013 г. № 11-117/736/2821 НБУ разъясняет, что на операцию по выплате предприятием физическому лицу по договору купли-продажи движимого имущества наличными денежными средствами из кассы ограничение в размере 10 000 грн. не распространяется. При этом НБУ в письме отмечает, что данное ограничение применяется в случае, если директор предприятия уплачивает таможенный сбор в сумме, превышающей 10 000 грн.
   
   В отношении применения ограничения при уплате таможенного сбора позиция НБУ непонятна, ведь согласно п. 2.3 Положения № 637, ограничение не распространяется на расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами.
   
   Указанные ограничения, также распространяются на расчеты, проведенные во время оплаты за товары, приобретенные на производственные либо хозяйственные нужды за счет наличных средств, полученных посредством электронного платежного устройства.
   
   Примечательно, что Указом № 436 штрафные санкции непосредственно за указанное нарушение не предусмотрены. Кроме того, из п. 2.3 Положения № 637 исключено положение, согласно которому к фактическому остатку наличных средств в кассе предприятия прибавлялась сумма платежа наличными, превышающая предельную дневную сумму. Следовательно, ранее существовавший механизм ответственности, влекущий наказание за превышение лимита остатка кассы на сегодняшний день не действует.
   
   Что касается предпринимателей, то, как и ранее, к предпринимателям, осуществляющим платеж, превышающий установленное ограничение, указанная штрафная санкция не может быть применена, поскольку в соответствии с п. 2.7 Положения № 637 лимит кассы предпринимателям не устанавливается.
   
   В отношении применения штрафа к физическим лицам, за превышение предельной дневной наличной суммы платежа, его механизм законодательно также не определен.
   
   Следует также обратить внимание, что существует ряд ситуаций применения наличных расчетов, при которых превышение установленных ограничений суммы расчетов в соответствии с п. 2.3 Положения № 637 нарушением не считается, а именно:
   
   - расчеты предприятий с бюджетами и государственными целевыми фондами;
   
   - добровольные пожертвования, благотворительная помощь;
   
   - расчеты при использовании средств, выданных на командировку.
   
   В отношении ограничения наличных расчетов следует также отметить следующее. Согласно п. 1.2 Положения № 637 наличные расчеты - это платежи наличными денежными средствами предприятий (предпринимателей) и физических лиц за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, оказанные услуги), а также по операциям, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества. То есть расчеты между двумя субъектами хозяйствования не должны превышать 10 000 грн. в день (с участием физических лиц 150 000 грн. в день), причем независимо от цели осуществления такого расчета. Под это ограничение, например, подпадает также операция по предоставлению финансовой помощи.
   
   До недавнего времени, а именно внесения в КУоАП ст. 16315 данный вопрос не был актуальным. С 3 января 2013 года в случае превышения предельных сумм расчетов наличными денежными средствами на частного предпринимателя, должностных лиц предприятия налагается административный штраф в размере от 1 700 до 3 400 грн. При этом штраф может налагаться как на субъекта хозяйствования, который рассчитался наличными средствами, так и на субъекта принявшего эти средства.
   
   Однако при внесении указанной статьи не обошлось без неточностей. Рассматривать дела об указанных правонарушениях уполномочены органы ГНС (ст. 2342 КУоАП). При этом орган, который должен составлять административные протоколы за эти нарушения, не определен. Следствием несогласованности норм КУоАП является отсутствие законного механизма применения административной ответственности. Но доказывать отсутствие у налоговых органов полномочий налагать такие санкции, конечно же, придется в суде.
   
   Также следует учитывать, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит закрытию при обстоятельствах, предусмотренных ст. 247 КУоАП, в частности, при окончании на момент рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных ст. 38 КУоАП. А именно административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - через два месяца со дня его выявления. К первым относятся правонарушения, которые носят разовый характер (например, несвоевременное представление платежных поручений на внесение платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, осуществление наличного расчета свыше 10 000 грн. и т. п.). К длящимся правонарушениям налогового законодательства относятся правонарушения, осуществляемые в течение определенного периода (отсутствие налогового учета, ведение его с нарушением установленного порядка и другие правонарушения, связанные с исчислением налогов и других обязательных платежей, установить которые можно только во время проверки на основании первичных документов).
   
   
Примеры начисления штрафных санкций

   
   Пример 1. В результате налоговой проверки был выявлен остаток наличности в кассе предприятия "Флора" на конец дня в сумме 120 грн. При этом лимит кассы для данного предприятия установлен в размере 100 грн.
   
   Очевидно, что в данной ситуации нарушение налицо. В соответствии со ст. 1 Указа № 436 за превышение установленных лимитов остатка денежной наличности в кассах взимается штраф в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной денежной наличности за каждый день.
   
   Таким образом, сумма штрафа составит 40 грн. [(120 грн. - 100 грн.) х 2].
   
   Пример 2. Предприятие "Лира" осуществило наличный расчет с другим предприятием за товары на сумму 12 000 грн. Установленный лимит кассы для этого предприятия составляет 300 грн. Фактический остаток наличности в кассе на конец дня - 250 грн.
   
   Согласно п. 2.3 Положения № 637 и постановлению Правления НБУ от 06.06.2013 г. № 210, сумма наличного расчета одного предприятия с другим через их кассы, кассы банков, других финансовых учреждений, которые предоставляют услуги по переводу денег, и предприятия почтовой связи не должен превышать 10 000 грн. в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам. В соответствии с механизмом определения размера штрафных санкций за данное нарушение для расчета суммы штрафа необходимо к фактическому остатку наличных в кассе прибавить разницу между общей суммой платежа и установленным ограничением. Поскольку полученная таким образом расчетная сумма превысит установленный лимит кассы, то в этом случае будет применяться штрафная санкция за превышение лимита кассы, установленная ст. 1 Указа № 436.
   
   Сумма штрафа в данном случае составляет 3 900 грн. [12 000 грн. - 10 000 грн. - (300 грн -250 грн.)] х 2.
   
   Кроме этого, в данном случае может быть применена административная ответственность согласно ст. 16315 КУоАП.
   
   Пример 3. Частный предприниматель осуществил платеж наличностью в размере 10 500 грн. за приобретенные у предприятия товары. Денежные средства были внесены в кассу предприятия.
   
   Превышение предельно допустимой суммы наличных расчетов очевидно, однако в данной ситуации штрафные санкции, предусмотренные Указом № 436, не могут применяться ни к предприятию, получившему такой платеж, ни к частному предпринимателю, его осуществившему. Согласно п. 2.3 Положения № 637 ответственность за превышение предельно допустимой суммы наличного платежа несет плательщик наличности, и, следовательно, на получателя, которым является предприятие, штрафные санкции не распространяются. К частному предпринимателю также не может быть применена штрафная санкция за данное нарушение по той причине, что согласно п. 2.7 Положения № 637 предпринимателям лимит кассы не устанавливается. Напомним, что лимит кассы является расчетной величиной при исчислении суммы штрафных санкций за данное нарушение.
   
   Однако в данном случае может быть применена административная ответственность согласно ст. 16315 КУоАП.
   
   Штрафные санкции за неоприходование (неполное и/или несвоевременное) оприходование в кассах денежной наличности
   
   Статьей 1 Указа № 436 предусмотрена штрафная санкция за неоприходование (неполное и/или несвоевременное) оприходование денежной наличности в кассах предприятий в пятикратном размере неоприходованной суммы.
   
   Однако, определение терминов "неполное оприходование" и "несвоевременное оприходование" действующее законодательство не содержит.
   
   Основываясь на мнении НБУ (письмо от 16.04.2010 г. № 11-110/2010-6116), ГНАУ в письме от 05.05.2010 г. № 8795/7/23-7017/538 сообщает, что если наличность проведена через РРО и отражена в КУРО на основании фискальных отчетных чеков, но в день получения наличных средств не проведена по кассовой книге, то такая наличность оприходована в кассе предприятия несвоевременно. Если наличность проведена через РРО, сделана соответствующая запись в кассовой книге в день поступления наличности, но не отражена в КУРО на основании фискальных отчетных чеков, то такой случай может квалифицироваться как неполное оприходование. Аналогичное мнение было высказано ГНСУ в письме от 11.06.2012 г. № 9756/6/22-1315/505.
   
   Однако согласно п. 1.2 Положения № 637 кассовая книга - это документ установленной формы, применяемый для осуществления первичного учета наличности в кассе. Книга учета расчетных операций (КУРО) - это прошнурованная и надлежащим образом зарегистрированная в органах налоговой службы книга, содержащая ежедневные отчеты, которые составляются на основании расчетных документов о движении наличных средств, товаров (услуг).
   
   Пунктом 2.6 Положения № 637 установлено, что у предприятий, осуществляющих наличные расчеты посредством оформления кассовых ордеров, оприходованными считаются средства, оформленные приходными кассовыми ордерами и отраженные в кассовой книге предприятия. А в случае проведения наличных расчетов с применением РРО или использования РК наличные средства считаются оприходованными при условии проведения расчетов через РРО, выполнения всех фискальных отчетов и отражения полученных сумм в КУРО.
   
   Таким образом, на наш взгляд, мнение ГНАУ и НБУ в отношении определения терминов "неполное оприходование" и "несвоевременное оприходование" с целью применения штрафных санкций неправомерно.
   
   Отметим, что НБУ в письме от 07.10.2010 г. № 11-113/4995-17406 сообщает, что в вышеуказанных письмах рассматривался вопрос оприходования наличности в кассах предприятий, которые применяют РРО. Вопросы порядка, полноты и своевременности оприходования наличности обособленными подразделениями предприятия в них не рассматривались (см. также письмо НБУ от 07.10.2010 г. № 11-113/4995-17406).
   
   Следует также отметить судебную практику, сложившуюся в отношении ситуации, когда при проведение расчетов через РРО фискальные Z-отчеты были распечатаны и подклеены в КУРО, но при этом соответствующая запись в КУРО сделана не была . По мнению ВАСУ применение в данном случае штрафных санкций было неправомерным (см. постановления от 22.10.2009 г. № К-5523/08, от 29.04.2010 г. № К-14790/08). Если же при проведении расчетов через РРО Z-отчеты в КУРО отсутствуют, то в этом случае ВАСУ считает применение штрафных санкций за неоприходование денежной наличности правомерным (см. постановление от 01.07.2010 г. № К-16873/07).
   
   Если субъекты предпринимательства не используют РРО в соответствии с Законом Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее - Закон о РРО), то им разрешается приходовать наличность путем отражения в конце рабочего дня дневной суммы выручки в кассовой книге или в соответствующей книге учета на основании оформленных первичных документов. При этом отсутствие записи в книге учета доходов и расходов о полученной частным предпринимателем наличности является нарушением норм по обращению наличности и ее неоприходованием, что влечет за собой применение соответствующих финансовых санкций в пятикратном размере неоприходованной суммы (см. письмо НБУ от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354).
   
   Штрафные санкции за расходование денежной наличности из выручки на оплату труда при наличии налоговой задолженности
   
   В соответствии с п. 1 Указа № 436 за расходование денежной наличности из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений (кроме денежных средств, полученных из касс учреждений банков) на выплаты, связанные с оплатой труда, при наличии налоговой задолженности применяется штраф в размере осуществленных выплат. Исключение составляют экстренные обстоятельства - социальные выплаты гражданам на погребение, выплаты пособий при рождении ребенка, одиноким и многодетным матерям, на лечение в случае болезни, а также компенсации лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы.
   
   Напомним, что ранее действовавшим законодательством было установлено ограничение по выплатам при наличии налогового долга. Однако с течением времени данный вопрос был разрешен, а НБУ внес соответствующие коррективы в свои нормативные документы. Поскольку действующим законодательством такое ограничение не установлено, то штрафные санкции за расходование денежной наличности из выручки на оплату труда при наличии налоговой задолженности на сегодняшний день не применяются. На это обращает внимание НБУ в письмах от 13.04.2005 г. № 11-113/1228-3747 и от 18.12.2006 г. № 11-115/4668-13627.
   
   Аналогичное мнение было высказано и главным налоговым органом в Единой базе налоговых знаний в мае 2011 года. Вместе с тем, отметим, что из письма ГНАУ от 05.05.2011 г. № 12601/7/19-0217 (п. 68) предусматривается возможность применения данной санкции.
   
   
Штрафные санкции за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу наличных средств под отчет без полного отчета по ранее выданным суммам

   
   Согласно п. 2.11 Положения № 637 наличные средства под отчет выдаются:
   
   - на командировку - на время нахождения в командировке;
   
   - на закупку сельскохозяйственной продукции и заготовку вторичного сырья (кроме металлолома) - на срок не более 10 рабочих дней со дня выдачи наличных средств под отчет;
   
   - на все прочие производственные (хозяйственные) нужды - на срок не более 2 рабочих дней, включая день получения наличных средств под отчет.
   
   Если подотчетному лицу одновременно выдана наличность и на командировку, и для решения в этой командировке производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе для закупки сельскохозяйственной продукции у населения и заготовки вторсырья), то срок, на который выдана наличность под отчет на эти задачи, может быть продлен до завершения срока командировки.
   
   Если подотчетное лицо не отчитается по выданным средствам в указанные сроки или не вернет неизрасходованные средства, то в соответствии с п. 1 Указа № 436 к субъекту хозяйствования будет применен штраф в размере 25 % выданных под отчет сумм.
   
   Предоставление отчетов об использовании средств с нарушением установленных сроков разрешается только в связи с временной нетрудоспособностью подотчетного лица или при других обстоятельствах, подтвержденных документально (п. 7.39 Положения № 637, письмо НБУ от 05.07.2007 г. № 18-210/2252-6820 и письмо ГНА в Днепропетровской области от 11.10.2005 г. № 25821/10/17-228)
   
   Отметим, что в соответствии с п.п. 170.9.2 п. 170.9 ст. 170 НКУ после возвращения из командировки или выполнения задания подотчетное лицо должно:
   
   - представить отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, до окончания пятого банковского дня, следующего за днем, в котором такое лицо завершает командировку или выполнение отдельного гражданско-правового действия по поручению и за счет лица, выдавшего средства под отчет. Если наличные были получены с применением платежных карточек, то подотчетное лицо представляет указанный отчет до окончания третьего банковского дня после завершения командировки (п.п. 170.9.3);
   
   - вернуть сумму излишне израсходованных средств (при их наличии) в кассу или перечислить на банковский счет выдавшего их лица до или во время предоставления указанного отчета.
   
   Если во время служебных командировок командированное лицо - налогоплательщик использовал платежные карточки для проведения расчетов в безналичной форме, а срок представления налогоплательщиком отчета не превышает 10 банковских дней, то при наличии уважительных причин работодатель (самозанятое лицо) может продлить срок его представления до 20 банковских дней.
   
   Однако, эти сроки при применении в соответствии с п. 1 Указа № 436 санкций в учет не берутся. Эти сроки применяются для целей включения выданных под отчет средств в состав налогооблагаемого дохода подотчетного лица.
   
   Штрафные санкции за проведение наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа
   
   Частью 6 ст. 1 Указа № 436 установлен штраф за проведение наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другому письменному документу), который бы подтверждал уплату покупателем наличных средств. Размер штрафа равен размеру уплаченных средств.
   
   Как разъясняет ГНАУ в письме от 30.12.2005 г. № 13363/6/23-8019 эта норма предусматривает применение к субъекту хозяйствования финансовых санкций за нарушение им порядка отражения в учетных документах кассы предприятия потраченной подотчетными лицами наличности без представления ими подтверждающих документов (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другим письменным документам). То есть эта норма не касается взаимоотношений между покупателями и продавцами товаров (работ), услуг при проведении ими расчетных операций. Порядок применения штрафных санкций за нарушения при осуществлении расчетных операций в наличной и/или безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг регулируются нормами Закона о РРО.
   
   На основании этого главный налоговый орган делает вывод, что штрафные санкции, установленные ч. 6 ст. 1 Указа № 436, применяются к субъектам хозяйствования, которые ведут учет кассовых операций с нарушением нормы, установленной п. 7.41 Положения № 637 (см. также письмо ГНАУ от 27.04.2011 г. № 7966/6/23-7015/515).
   
   Штрафные санкции за использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению
   
   Поскольку ограничения по использованию полученных в банке наличных средств на сегодняшний день отсутствуют, то штрафные санкции за использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению, предусмотренные ст. 1 Указа № 436, не применяются. Аналогичного мнения придерживается и НБУ в письме от 01.04.2005 г. № 11-113/1077-3214, который такой же вывод сделал на основании ст. 1066, 1068 и 1074 ГКУ, в соответствии с которыми субъект предпринимательства имеет полное право свободного распоряжения собственными средствами на банковских счетах. Кроме этого, НБУ подтвердил свою позицию и в п. 4 письма от 01.03.2005 г. № 11-111/680-1907.
   
   Однако налоговые органы считают, что нецелевым использованием наличных средств является их расходование на цели, не связанные с ведением хозяйственной деятельности. То есть если субъект хозяйствования потратил наличные средства на цели, не связанные с ведением хозяйственной деятельности, то к нему согласно ст. 1 Указа № 436 может быть применен штраф в размере потраченной наличности.
   
   Сроки применения штрафных санкций
   
   Согласно п. 1 ст. 238 ХКУ за нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности к субъектам хозяйствования могут быть применены уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления административно-хозяйственные санкции, то есть меры организационно-правового или имущественного характера. При этом п. 2 этой статьи предусмотрено, что виды и порядок применения административно-хозяйственных санкций определяются этим кодексом и другими законодательными актами. Административно-хозяйственные санкции могут быть установлены исключительно законами.
   
   Согласно ст. 239 ХКУ органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями и в порядке, установленном законом, могут применять к субъектам хозяйствования административно-хозяйственный штраф, который уплачивается субъектами хозяйствования в соответствующий бюджет в случае нарушения ими установленных правил осуществления хозяйственной деятельности (ст. 241 ХКУ).
   
   Таким образом, штрафы, определенные Указом № 436, являются административно-хозяйственной санкцией, поскольку они применяются к субъектам хозяйствования в случае нарушения ими норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте и взимаются в соответствующий бюджет. Такой же позиции придерживается НБУ в письме от 10.08.2007 г. № 11-113/3036-8220, Минюст в письме от 02.12.2009 г. № 870-0-2-09-22 и ВАСУ (см., например, постановление от 24.09.2008 г. по делу № К-12086/06, определение от 11.12.2007 г.).
   
   Особого внимания заслуживает ст. 250 ХКУ, которая устанавливает сроки применения административно-хозяйственных санкций. Так, в соответствии с этой статьей административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъектам хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее 1 года со дня совершения нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законами. Иными словами, на сегодняшний день налоговые органы имеют право начислить и взыскать рассматриваемые штрафные санкции в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее 1 года со дня совершения нарушения.
   
   1 января 2011 года Законом Украины от 02.12.2010 г. № 2756-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины" были внесены дополнения, в частности, в ст. 250 ХКУ. Второй частью этой статьи предусмотрено, что ее действие не распространяется на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определены НКУ и иными законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы налоговой службы и таможенные органы.
   
   Поскольку рассматриваемые штрафы определены указом, а не законом, то данное требование не применяется, то есть налоговые органы могут начислить и взыскать штрафные санкции в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее 1 года со дня совершения нарушения.
   
   Однако у ГНАУ свое мнение этот счет. Как указывается в письме 18.03.2011 г. № 5419/6/29-7015/278, взимание штрафных санкций за нарушения, связанные обращением наличности можно квалифицировать как финансовые отношения с участием субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней, либо, как административные и другие отношения управления с участием субъектов хозяйствования, в которых орган государственной власти или местного самоуправления не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственные полномочия в отношении субъекта хозяйствования, которые в соответствии со ст. 4 ХКУ не являются предметом регулирования данного Кодекса.
   
   Таким образом, по мнению ГНАУ, с 1 января 2011 года ограничения сроков применения штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности, предусмотренные ст. 250 ХКУ, не распространяются на финансовые санкции в виде штрафа, которые применяются органами государственной налоговой службы к субъектам хозяйствования за нарушение требований Положения № 637.
   
   Отметим также, что НБУ в письме от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354 высказывает мнение, что штрафные санкции за нарушение норм по обращению наличности применяются в течение установленных НКУ сроков давности, то есть в течение 1 095 дней со дня совершения нарушения (ст. 102 НКУ).


00:14 31.08.15

Порядок проведения встречных сверок

   Постановою КМУ від 22.07.2015 № 526 внесено зміни до постанови Кабінету Міністрів України від 27.12.2010 №1232 “Про затвердження Порядку проведення органами державної податкової служби зустрічних звірок” .
   
    Зокрема, в пункт 2 внесено зміни, якими визначено, що для проведення зустрічних звірок відбираються суб’єкти господарювання, стосовно яких виникають сумніви та/або необхідність дослідження факту здійснення таких операцій, їх виду, обсягу і якості, розрахунків, що здійснювалися між суб’єктами, реальності та повноти відображення в обліку платників податків таких операцій.
   
    Також пункт 7 доповнено абзацом, яким встановлюється, що у разі виявлення фактів, які не дають змогу провести зустрічну звірку суб’єкта господарювання, контролюючий орган складає акт про неможливість проведення зустрічної звірки суб’єкта господарювання.
   
   Iнформацiя по темi:
   
    Обновлена процедура встречных сверок налоговиков: +1 акт от фискалов
   
   


00:13 31.08.15

Резерв сомнительных долгов: исправление ошибок

   Предприятие не начисляло резерв сомнительных долгов, нарушая требования ПБУ-10. Если сейчас исправлять ошибку, необходимо начислить резерв и за предыдущие годы. С какого года нужно это делать: с года начала существования компании или с года, в котором впервые была списана безнадежная задолженность? Можно ли создать резерв сомнительных долгов, начиная с 2015 года, не проводя его расчет за предыдущие годы? Если не начислять за предыдущие годы нельзя, как резерв сомнительных долгов за предыдущие годы отразить в бухгалтерском учете сейчас? И как провести корректировку на разницу для исчисления объекта налогообложения по результатам 2015 года?
   
   В соответствии с п.7 ПБУ-10 дебиторская задолженность, являющаяся финансовым активом, должна отражаться в балансе по чистой стоимости реализации. Это требование осуществляется через создание резерва сомнительных долгов, который в учете начисляется по кредиту контрактивного счета 38. Суммы резерва относятся на расходы отчетного периода, что уменьшает его финансовый результат. Таким образом, отражение в балансе дебиторской задолженности не по чистой стоимости реализации, а по исторической стоимости является нарушением стандарта. Это нарушение приводит к искажению отчетности как минимум в части завышения балансовой стоимости актива и завышения финансового результата предприятия. Следовательно, неначисление резерва может отразиться на показателе нераспределенной прибыли.
   
   Представление данных, полученных при ведении учета с нарушением требований стандарта, является ошибкой. Исправление ошибок, которые повлияли на показатель нераспределенной прибыли, осуществляется согласно предписаниям п.4 ПБУ-6: для устранения ошибки нужно откорректировать сальдо нераспределенной прибыли на начало года. По большому счету сумма такой корректировки должна определяться за все периоды, в которых были выявлены ошибки. Никаких ограничений относительно глубины ретроспективного пересчета ПБУ-6 не содержит.
   
   Таким образом, чтобы исправить ошибку, главбуху следует исчислить резерв сомнительного долга по всем предыдущим периодам, когда такое начисление было необходимо. Затем бухгалтеру нужно кумулятивно определить общую сумму влияния ошибки на показатель нераспределенной прибыли на начало того отчетного периода, в котором была выявлена ошибка. Собственно исправление будет произведено проводкой Дт 44 Кт 38, которая указывается по строке 4010 «Исправление ошибок» Отчета о собственном капитале (форма № 4). Далее необходимо представить все откорректированные показатели отчетности предыдущих периодов в примечаниях к отчету того периода, когда ошибка была исправлена (п.5 ПБУ-6).
   
   Так в общих чертах выглядит стандартизированный алгоритм корректировки финансовой отчетности в связи с выявлением ошибки. Однако этот общий алгоритм должен учитывать специфику исправляемого показателя.
   
   Резерв сомнительных долгов — сугубо оценочная категория, отражающая прогноз непогашения части долга дебитором. Начисление и корректировка резерва относится к сфере учетных оценок(1). Обратим внимание на дефиницию учетной оценки, приведенную в п.3 ПБУ-6: «учетная оценка — предварительная оценка, используемая предприятием в целях распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами». Это означает, что резерв за прошлые периоды нужно формировать, исходя не из нынешней информации, а из тех данных, которые имели место на дату, когда резерв должен был быть начислен.
   
   Если, скажем, в 2015 году исправляется ошибка, связанная с неначислением резерва на задолженность, которая отражалась по состоянию на 31.12.2013 г., то этот резерв должен формироваться, исходя из информации, существовавшей на 31.12.2013 г., а не на основании информации, которой располагает бухгалтер в 2015 году. Разумеется, на практике такую идею реализовать будет крайне трудно, так как давать предварительные оценки задним числом весьма сложно, а порой и невозможно.
   
   Для таких ситуаций МСБУ 8 предусматривает возможность отклониться от общего алгоритма исправления ошибки. В параграфе 43 этого стандарта говорится о том, что ретроспективный пересчет не делается в случаях, «когда невозможно(2) определить либо влияние на конкретный период, либо кумулятивное влияние ошибки». В таком случае МСБУ 8 предписывает использовать правила, описанные в параграфах 44–45 стандарта:
   
   – если невозможно определить влияние ошибки на конкретный период, то пересчету подлежат показатели на начало самого первого периода, для которого возможно провести ретроспективный пересчет;
   
   – если невозможно определить кумулятивное влияние ошибки за все предыдущие периоды, показатели отчетности подлежат перспективному пересчету с самой первой возможной даты.
   
   Опираясь на эти положения, главбух, составляющий отчетность по МСФО, может существенно облегчить себе жизнь, если руководство вынесет суждение о том, что задним числом достоверно определить предварительные оценки резерва сомнительного долга невозможно, бухгалтер исправит ошибку либо неглубокой ретроспекцией, либо перспективно.
   
   К сожалению, отечественная система ПБУ аналогичных норм не содержит. Поэтому формально избежать полной ретроспекции при исправлении ошибки на основании невозможности вынесения предварительных оценок задним числом бухгалтер, составляющий отчет по ПБУ, не может.
   
   Впрочем, некоторые бухгалтеры нашли выход из положения. Они просто не признают, что отсутствие статьи резерва в отчетности прошлых лет является ошибкой. Такое отсутствие они поясняют тем, что, по мнению руководства предприятия, предварительная оценка непогашения дебиторской задолженности составляла 0 грн. То есть резерва в финансовой отчетности нет не вследствие нарушения предприятием требований ПБУ-10, а поскольку руководство предприятия было настроено предельно оптимистично в отношении прогнозов погашения долгов. Оптимизм руководства вменить в вину бухгалтеру нельзя.
   
   Следуя такой логике, начисление резерва в отчетном периоде будет осуществлено в режиме изменения учетной оценки. Пересмотр суммы резерва (от нуля до суммы начисления) будет осуществлен перспективно (п.8 ПБУ-6), без каких-либо пересчетов задним числом. В пункте 38 МСБУ 8 по этому поводу указано следующее: «перспективное признание влияния изменения в учетной оценке означает, что изменение применяется к операциям, другим событиям и условиям с даты изменения в оценке. Изменение в учетной оценке может влиять на прибыль или убыток только текущего периода либо прибыль или убыток как текущего, так и будущих периодов. Например, изменение в учетной оценке суммы безнадежных долгов влияет только на прибыль или убыток только текущего периода, поэтому признается в текущем периоде».
   
   Может ли препятствовать такому механизму тот факт, что в предыдущих периодах (когда резерв в результате оптимистичной оценки был равен нулю) происходило списание безнадежных долгов?
   
   Откровенно говоря, оптимизм в таких обстоятельствах, действительно, не слишком убедителен. Ведь если какие-то долги фактически становятся безнадежными и списываются, то на таком фоне праздный оптимизм руководства в отношении резервирования смотрится совершенно нелепо. Однако если предприятие, согласно п.8 ПБУ-10, для формирования резерва избрало в учетной политике метод применения абсолютной суммы сомнительной задолженности и определяет резерв по каждому дебитору индивидуально, то никаких нормативных препятствий для оптимизма не существует. И если руководство предприятия обеспечит главного бухгалтера соответствующей первичной документацией, то инкриминировать ему какие-либо нарушения крайне сложно.
   
   Что касается налогового учета, то НКУ не содержит никаких указаний по поводу корректировок налогооблагаемой прибыли на суммы, связанные с исправлением ошибки. Если же резерв сомнительного долга будет начислен в режиме пересмотра учетной оценки, то такое начисление, судя по всему, будет рассматриваться как формирование резерва. Поэтому в отношении соответствующих сумм будет применена корректировка налогооблагаемой прибыли в сторону увеличения, предусмотренная пп.139.2.2 ст.139 НКУ.
   
   (1)В параграфе 32 Международного стандарта бухгалтерского учета 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки» в качестве примера учетной оценки названа предварительная оценка безнадежных долгов (прим. авт.).
   (2)В параграфе 5 МСБУ 8 эта категория определена следующим образом: «невозможный – применение требования невозможно, если субъект хозяйствования не может применить его даже после всех соответствующих усилий сделать это» (прим. авт.).
   
   
Иван ЧАЛЫЙ, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению, к.э.н.


00:13 31.08.15

Соцтрах об оформлении листка нетрудоспособности в связи с беременностью и родам

   У зв’язку зі зверненнями страхувальників щодо оформлення листка непрацездатності у зв’язку з вагітністю та пологами повідомляємо наступне:
   
    Відповідно до листа-роз’яснення Департаменту медичної допомоги Міністерства охорони здоров’я України від 22.07.2015 р. №04.02.24-58/3354-15/23352 листок непрацездатності у зв'язку з вагітністю і пологами видається за місцем спостереження за вагітною з 30 тижнів вагітності воднораз на 126 календарних днів (70 календарних днів до передбачуваного дня пологів і 56 - після) згідно з п.п.6.1 п.6 Інструкції про порядок видачі документів, що засвідчують тимчасову непрацездатність громадян, затвердженої наказом МОЗ України від 13.11.2001 р. № 455.
   
   Згідно з п.9 Інструкції про порядок заповнення листка непрацездатності, затвердженої спільним Наказом Міністерства охорони здоров’я України, Міністерства праці та соціальної політики України, Фонду соціального страхування з тимчасової втрати працездатності, Фонду соціального страхування від нещасних випадків на виробництві та професійних захворювань України від 03.11.2004 року № 532/274/136-ос/1406, у разі видачі листка непрацездатності по вагітності та пологах у графі “Діагноз первинний” позначається термін вагітності на час звернення, у графі “Діагноз заключний” - орієнтовний термін пологів, у графі “Причина непрацездатності:” – “вагітність та пологи”; у графі “Режим:” – “амбулаторний та стаціонарний”; у графі “Звільнення від роботи” одним рядком записується сумарна тривалість відпустки (126 днів) з відміткою дати відкриття ЛН, у графі “Стати до роботи” - дата закінчення відпустки.
   
   Тобто на наступний 127 день жінка виходить на роботу або йде у відпустку по догляду за дитиною до досягнення нею трирічного віку.


00:11 31.08.15

НДФЛ в связи с выплатой выходного пособия при увольнении

   Оподаткування доходів фізичних осіб регламентується розділом IV Податкового кодексу України (Кодекс).
   
   Відповідно до пп.14.1.48 п. 14.1 ст.14 Кодексу заробітна плата для цілей розділу ІV Кодексу - це основна та додаткова заробітна плата, інші заохочувальні та компенсаційні виплати, які виплачуються (надаються) платнику податку у зв’язку з відносинами трудового найму згідно із законом.
   
   Згідно з пп. «з» п.п.165.1.1 п.165.1 ст.165 Кодексу до загального місячного (річного) оподатковуваного доходу платника податку не включається сума щорічної разової грошової допомоги, яка надається згідно із Законом України ”Про статус ветеранів війни, гарантії їх соціального захисту”.
   
   Винятки, передбачені цим підпунктом, не поширюються на виплату заробітної плати, грошової (вихідної) допомоги при виході на пенсію (у відставку) та виплату, пов’язану з тимчасовою втратою працездатності.
   
   Відповідно до п. 167.1 ст. 167 Кодексу ставка податку становить 15 відсотків бази оподаткування щодо доходів, нарахованих (виплачених, наданих) (крім випадків, визначених у п. 167.2 - 167.6 Кодексу) у тому числі, але не виключно у формі заробітної плати, інших заохочувальних та компенсаційних виплат або інших виплат і винагород, які нараховуються (виплачуються, надаються) платнику у зв’язку з трудовими відносинами та за цивільно-правовими договорами, якщо база оподаткування для місячного оподатковуваного доходу не перевищує десятикратний розмір мінімальної заробітної плати, встановленої законом на 1 січня звітного податкового року.
   
   Якщо база оподаткування, яка визначена з урахуванням норм п. 164.6 ст. 164 розділу IV Кодексу щодо доходів, зазначених в абзаці першому цього пункту, в календарному місяці перевищує десятикратний розмір мінімальної заробітної плати, до суми такого перевищення застосовується ставка 20 відсотків.
   
   Таким чином, вихідна допомога у зв’язку із звільненням працівниці, в т. ч. при виході на пенсію, оподатковується за ставкою 15 та/або 20 % в залежності від отриманих доходів у звітному місяці.
   
   


00:10 31.08.15

Минздрав о проведении профилактических медицинских осмотров

   У листі від 02.04.2015 № 3.09-Д-1/13/866-15/10354 Міністерство охорони здоров’я України нагадує про особливості проведення профілактичних медичних оглядів.
   
   Власники та керівники підприємств, установ та організацій (далі — роботодавець) несуть відповідальність за своєчасність проходження своїми працівниками обов’язкових медичних оглядів та за шкідливі наслідки для здоров’я населення, спричинені допуском до роботи осіб, які не пройшли обов’язкового медичного огляду.
   
   Статтею 169 Кодексу законів про працю України, статтею 17 Закону України «Про охорону праці» від 14.10.1992 № 2694-XII передбачено обов’язок роботодавця за свої кошти організувати проведення попереднього (при прийнятті на роботу) і періодичних (протягом трудової діяльності) медичних оглядів працівників, професійна чи інша діяльність яких пов’язана з обслуговуванням населення і може спричинити поширення інфекційних захворювань, працівників, зайнятих на важких роботах і на роботах із шкідливими або небезпечними умовами праці або таких, де є потреба у професійному доборі, а також щорічних обов’язкових медичних оглядів осіб віком до 21 року.
   
   Крім того, на вимогу головного державного санітарного лікаря, а також на прохання працівника, якщо він пов’язує погіршення стану свого здоров’я з умовами праці, можуть проводитися позачергові медичні огляди вказаних вище категорій осіб.
   
   Перелік професій, виробництв та організацій, працівники яких підлягають обов’язковим профілактичним медичним оглядам, порядок проведення цих оглядів та видачі особистих медичних книжок затверджено постановою Кабінету Міністрів України «Про затвердження переліку професій, виробництв та організацій, працівники яких підлягають обов’язковим профілактичним медичним оглядам, порядку проведення цих оглядів та видачі особистих медичних книжок» від 23.05.2001 № 559.
   
   Обов’язкові медичні огляди проводяться в лікувально-профілактичних закладах за місцем проживання або за місцем роботи. Для проведення обов’язкових медичних оглядів за погодженням з роботодавцем можуть організовуватися виїзні бригади спеціалістів. Правила проведення обов’язкових профілактичних медичних оглядів працівників окремих професій затверджено наказом МОЗ України «Щодо організації проведення обов’язкових профілактичних медичних оглядів працівників окремих професій, виробництв і організацій, діяльність яких пов’язана з обслуговуванням населення і може призвести до поширення інфекційних хвороб» від 23.07.2002 № 280.
   
   Профілактичні медичні огляди можуть проводити всі заклади охорони здоров’я, незалежно від форми власності, що отримали ліцензію на провадження господарської діяльності з медичної практики згідно з переліком спеціальностей, зазначених у ліцензії на медичну практику.
   
   
   
   
Підготувала Ольга Янчіцька,
   
   головний редактор газети «Expertus: Тиждень», редактор «МЦФЕР: Кадри»