RSS новости
Играть онлайн в игры денди
 
Каталог / Бизнес
Ссылка на ленту:

Бухгалтер 911. Новости бухгалтерского и налогового учета в Украине. buhgalter911.com

Новости бухгалтерского и налогового учета в Украине

Загружается, подождите...

Что нам приготовил журнал «Бухгалтер 911»?

   >
   
   Уникальная возможность для всех читателей журнала «Бухгалтер 911» - еженедельный видеоанонс свежего номера! Вы не только узнаете о самых горячих бухгалтерских вопросах этой недели, но и вживую увидите людей, чьими стараниями в вашей бухгалтерии появляется журнал «Бухгалтер911».
   
   А чтобы не пропускать дальнейших видеоанонсов и быть в курсе того, чем "дышит" самый честный бухгалтерский журнал, подписывайтесь на наш канал на youtube.


НБУ запретил вывоз дивидендов и ограничил скупку валюты на внутреннем рынке

   Соответствующее постановление Нацбанка вступает в силу с 4 марта 2015 и действует до 3 июня включительно.
   
   Национальный банк Украины расширил перечень ограничительных мер для стабилизации курса гривны, в частности, полностью запретив выведение дивидендов из страны и ограничив возможности по скупке валюты на внутреннем рынке банками и их клиентами.
   
   Соответствующее решение закреплено постановлением центрального банка от 3 марта №160, текст которого размещен на веб-сайте Нацбанка.
   
   Постановление вступает в силу с 4 марта 2015 и действует до 3 июня включительно. "Запретить покупку, перечисление иностранной валюты с целью проведения таких операций (. . .) по возврату за границу иностранному инвестору дивидендов", - говорится в документе.
   
   Ранее под такой запрет не попадали дивиденды по ценным бумагам, которые обращаются на фондовых биржах.
   
   Постановлением также вводится запрет банкам предоставлять клиентам кредиты в национальной валюте (в том числе по открытым кредитным линиям и путем продления ранее предоставленных кредитов), если в обеспечение предоставляются имущественные права на денежные средства в инвалюте, размещенные на счетах в банках.
   
   НБУ также запретил банкам покупать инвалюту по поручению клиента-резидента (кроме физлица), имеющего средства в инвалюте, размещенные на текущих и депозитных счетах в этом и/или других банках.
   
   Вместе с тем, данный запрет не распространяется на случаи, когда общая сумма средств в инвалюте, размещенная на счетах клиента менее $10 тыс (в эквиваленте по официальному курсу).
   
   Кроме того, НБУ продлил запрет на продажу валюты/банковских металлов в одни руки в один день в одном банковском учреждении на сумму более 3 тыс грн., а также на перечисление инвалюты за рубеж по поручению физлиц без подтверждающих документов с текущего счета или без открытия счета в сумму свыше 15 тыс грн. в день.
   
   Нацбанк также сохранил запрет (за исключением зарплат и прочих социальных выплат, а также выплат вкладчикам со стороны Фонда гарантирования вкладов) на выдачу наличных средств в гривне одному клиенту в один день на сумму более 150 тыс грн., а также в инвалюте – свыше 15 тыс грн. (в эквиваленте по официальному курсу).
   
   Лимит общей длинной открытой валютной позиции банка (сохраняется на уровне до 1%. Сохраняется также требование о задержке банками выполнения заявок клиентов на покупку валюты на четыре дня.


В январскую декларацию по НДС включили сумму НДС по налоговым накладным прошлых периодов, как исправить ошибку

   В зв’язку з внесеними змінами до Податкового кодексу України починаючи з першого звітного періоду 2015 року (січень, І квартал) формування податкового кредиту у платників ПДВ відбувається на підставі електронних податкових накладних та обмежених випадках готівкових розрахунків/документів (п.198.6 ст. 198 Кодексу) і податкових накладних, які складені постачальником товарів/послуг у січні 2015 року.
   
   Податкові накладні, складені з 1 січня 2015 року та своєчасно зареєстровані в ЄРПН, включаються до складу податкового кредиту того звітного періоду, на який припадає дата їх складання (п.198.3 ст.198 Кодексу).
   
   Податкові накладні, складені з 1 січня 2015 року, зареєстровані в ЄРПН з порушенням терміну їх реєстрації, відносяться до податкового кредиту за звітний податковий період, в якому податкову накладну зареєстровано в ЄРПН, але не більше ніж 180 календарних днів з дати їх складання.
   
   З урахуванням змін, внесених до пункту 198.6 статті 198 розділу V Кодексу, з 1 січня 2015 року втратила чинність норма щодо збереження права на включення до податкового кредиту суми ПДВ на підставі отриманих податкових накладних протягом 365 календарних днів з дати складання податкової накладної.
   
   Платники, які не включили податкові накладні, складені до 1 січня 2015 року, до складу податкового кредиту відповідних періодів, можуть реалізувати своє право на формування податкового кредиту виключно шляхом подання уточнюючих розрахунків за відповідні звітні періоди, з урахуванням вимог пункту 198.2 статті 198 розділу V Кодексу.
   
   Таким чином, до складу податкового кредиту декларації з ПДВ за січень п. р. платник не має права включити суми ПДВ по податкових накладних минулих періодів.
   
   Як виправити помилку коли січневу декларацію з НДС включили суму ПДВ по податкових накладних минулих періодів
   
    Приклади виправлення показників січня 2015 року:
   
   Якщо платником податку податковий кредит січня 2015 року сформовано за рахунок податкових накладних минулих звітних періодів (наприклад: вересня 2014 року у сумі ПДВ 20 000 грн.) приведення у відповідність показників січня п.р. із позитивним значенням декларування ПДВ відбувається двома способами:
   - самостійно платником;
   - за результатами перевірки контролюючого органу.
   
   У разі самостійного виправлення показників шляхом подання уточнюючого розрахунку за січень п.р. (ст. 50 Кодексу):
   
   платник сплачує ПДВ всього 20 600 грн., з якої
   
   - сума недоплати - 20 000 грн.
   
   - штраф у розмірі 3 відсотки - 20 000 *3% = 600 грн.
   
   
   У разі перевірки контролюючого органу:
   
   платник сплачує ПДВ всього 25 000 грн., з якої
   
   - донараховану суму ПДВ - 20 000 грн.
   
   - штраф у розмірі 25 відсотків - 20 000 грн. *25% = 5000 грн.
   
   Таким чином, оптимальний варіант збереження обігових коштів платника – самостійне виправлення помилки.
   
   
   


Практикум «Налоговый компромисс 2015: практика, механизм, риски»

   Юридическая фирма Pragnum при поддержке Киевской торгово-промышленной палаты приглашает на практикум «Налоговый компромисс 2015: практика, механизм, риски».
   
   Кому это интересно: владельцам бизнеса, ТОП менеджменту украинских и международных компаний, финансовым директорам и главным бухгалтерам.
   Дата проведения: 18 марта 2015 (среда)
   Место: Киевская торгово-промышленная палата (Киев, ул. Б. Хмельницкого, 55)
   Продолжительность: 10.00-12.30
   Стоимость: бесплатно
   
   Вопросы для освещения:
   
   • До или после проверки: когда заявлять о компромиссе?
   • Заявление о компромиссе: о чем нельзя писать?
   • Проверки, вытекающие из компромисса: кто в зоне риска?
   • Достижение компромисса: когда и сколько платить?
   • Уголовные риски: что осталось между строк закона о компромиссе?
   
   Докладчики:
   
   Виталий Бобрынёв, управляющий партнер ЮФ Pragnum
   Дмитрий Жуков, партнер ЮФ Pragnum
   Наталья Харчук, партнер ЮФ Pragnum
   
   Количество мест ограничено. Посещение мероприятия - по приглашениям. Пройти предварительную регистрацию на практикум, получить приглашение и задать вопрос экспертам можно по ссылке.
   
   
   
   ____________________
ЮФ Pragnum основана в 2006 году и специализируется на разработке судебной стратегии защиты интересов бизнеса в Украине. Команда юристов фирмы имеет большой опыт сопровождения хозяйственных и административных споров, в частности с участием налоговых органов Украины в разрезе обжалования налоговых уведомлений-решений на значительные суммы. Кроме того, Pragnum занимается судебным сопровождением процедуры банкротства, досудебным и судебным урегулированием white collar crime (экономических преступлений), спорами по вопросам интеллектуальной собственности. Дополнительная информация: www.pragnum.ua
   
   


Налогообложение 2015 - основные новации (часть 4)

   Налогообложение 2015 - основные новации ("реформа" или "ремонт") (часть 1)
   Налогообложение 2015 - основные новаци ("реформа" или "ремонт") (часть 2)


   Юровский Борис, журнал "Консультант бухгалтера"
   
   Для подавляющего большинства плательщиков налога на прибыль законодатели максимально упростили порядок исчисления объекта налогообложения. Таким образом, с 1 января 2015 года они смогут уплачивать налог на прибыль по данным финансовой отчетности и только небольшие корректировки им придется провести в переходном 2015 году. Субъектам хозяйствования, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов) превысит 20 млн грн, рассчитать объект для обожения налогом на прибыль будет сложнее и они вынуждены будут корректировать финансовый результат до налогообложения в финансовой отчетности как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Многие из корректировок потребуют от бухгалтеров проведения сложных расчетов.
   
   НОВЫЕ ПРАВИЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
   
   С 1 января 2015 года разд. III НК Украины изложен в новой редакции, согласно которой налогооблагаемая прибыль определяется на основании данных бухгалтерского учета, финансовой отчетности о доходах и затратах, и данных о финансовом результате до налогообложения (п. 44.2 ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины). Однако, пусть это не особенно радует бухгалтеров.
   
   Во-первых, теперь контролирующие органы будут уделять пристальное внимание бухгалтерскому учету. До 2015 года ни бухгалтеры, ни контролеры не уделяли особого внимания тонкостям бухгалтерского учета. Исключение составляли бухгалтеры предприятий, отчетность которых подлежала обязательной аудиторской проверке. Однако обязательный аудит не спасает от налоговых проверок. Контролирующие органы вправе подвергать сомнению выводы аудиторов и делать собственные.
   
   Согласно подпунктам 20.1.43 и 20.1.44 п. 20.1 ст. 20 разд. I НК Украины, должностные лица контролирующего органа получают право проводить проверку бухгалтерских документов, расчетов и других документов, связанных с начислением налога на прибыль и правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с национальными П(С)БУ или МСФО.
   
   Сотрудников ГФСУ будет интересовать не занижены ли доходы и не завышены ли расходы.
   
   Как можно занизить доходы, если исключить прямое нарушение — неотражение в отчетности проведенных операций?
   
   Можно, если забыть отразить доход от бесплатно полученных оборотных активов, доход от списания кредиторской задолженности, доход от участия в капитале, доход от неоперационных курсовых разниц и т.д.
   
   А вот способов завышения расходов — масса. Можно, например, расходы, подлежащие капитализации, то есть включению в стоимость активов, показать как расходы. Речь идет о всем хорошо известных «расходах на ремонт и другие улучшения основных средств».
   
   Можно, и это делают очень многие, расходы, связанные с покупкой, транспортировкой и доведением до пригодного состояния активов, не отнести к транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) и не включать в первоначальную стоимость запасов, а «запрятать» на счете 91 «Общепроизводственные расходы», да еще без учета норматива распределения отнести в дебет счета 90 «Себестоимость реализации».
   
   Можно и расходы, связанные с производством, учитывать как административные. Поди разберись, с чем связаны те или иные расходы… Но фискалы, получив права аудиторов, разбираться не будут. Они составят акт проверки и доначислят налог. Поди поспорь с ними потом.
   
   Во-вторых, финансовый результат до налогообложения подлежит корректировке. Раздел III НК Украины предусматривает два вида корректировок:
   
   а) корректировки, которые в переходный период обязательны для всех предприятий;
   
   б) корректировки, которые обязательны для предприятий, доход которых превышает 20 млн грн за годовой отчетный (налоговый) период.
   
   Так что изменений в работе бухгалтера будет много. Одно хорошо: согласно п. 31 подразд. 10 разд. XX НК Украины по итогам 2015 года штрафные санкции к плательщикам налога на прибыль за нарушение порядка начисления, правильности заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль и полноты уплаты налога применяться не будут.
   
   Согласно ст. 134 разд. III НК Украины для всех плательщиков налога на прибыль, кроме нерезидентов и страховых организаций, объектом налогообложения является прибыль из источников происхождения в Украине и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), отраженного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с П(С)БУ или МСФО, на разницы, которые возникают в соответствии с разд. III НК Украины.
   
   Налогоплательщик, у которого годовой доход за вычетом непрямых налогов, определенный по правилам бухгалтерского учета, за последний отчетный год не превышает 20 млн грн, может (имеет право, но не обязан!) определять объект налогообложения без корректирования финансового результата на все разницы, кроме отрицательного значения объекта налогообложения предшествующих лет.
   
   То есть, для таких предприятий прибыль до налогообложения за 2015 год должна уменьшаться на убытки, отраженные в налоговой декларации за 2014 год и непогашенные убытки (если они были), возникшие на 01.01.2012 г. по правилам п. 3 подразд. 4 разд. ХХ НК Украины. Убытки 2015 года, отраженные в налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, будут уменьшать прибыль (финансовый результат) до налогообложения за 2016 год.
   
   Решение об отказе от корректирования финансового результата до налогообложения может быть принято не более одного раза в течение непрерывного срока, в течение которого годовой доход не превышает 20 млн грн.
   
   Проще говоря, плательщик, имеющий годовой доход до 20 млн грн, и принявший решение не корректировать бухгалтерскую прибыль, не может отказаться от этого решения до того, когда его доход превысит 20 млн грн. В том году, в котором произойдет такое превышение, корректировать прибыль будет нельзя, а вот в следующем, корректировка станет обязательной.
   
   О принятии решения отказаться от корректировки финансового результата плательщик сообщает в декларации за первый год в периоде лет, в котором корректировка не будет производиться.
   
   Таким образом, если в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2015 год плательщик откажется от корректировки, то он не сможет ее производит ни в 2016, ни в 2017 годах, конечно, если не превысит двадцатимиллионный предел дохода. При этом отчет за 2015 год можно подать с корректировками, а отказаться от корректировок с 2016 года.
   
   Решать, корректировать или не корректировать прибыль, следует только после внимательного изучения всех правил такой корректировки.
   
   Ставки налога на прибыль
   
   Прибыль облагается налогом по ставке 18 % (п. 136.1 ст. 136 разд. III НК Украины).
   
   Перечень доходов нерезидентов, которые в соответствии с разд. III НК Украины облагаются налогом на прибыль, установлен п. 141. 4 ст. 141 разд. III НК Украины. Для этих доходов, согласно п. 136.2.3 п. 136.2 ст. 136 разд. III НК Украины, устанавливаются ставки 0 %, 4 %, 6 %, 12 %, 15 % и 20 %.
   
   Особый порядок налогообложения прибыли установлены для операторов, осуществляющих букмекерскую деятельность, азартные игры, лотереи.
   
   В соответствии с п. 136.4 ст. 136 разд. III НК Украины во время ведения букмекерской деятельности, деятельности по выпуску и проведению лотерей, азартных игр (в том числе казино) одновременно со ставкой налога на прибыль, определенной в п. 136.1 ст. 136 разд. III НК Украины, ставка налога на доход устанавливается в размере:
   
   • 10 % от дохода, полученного от деятельности по выпуску и проведению лотерей, азартных игр с применением игровых автоматов;
   
   • 18 % от дохода, полученного от букмекерской деятельности, азартных игр (в том числе казино), кроме дохода, полученного от азартных игр с использованием игровых автоматов, уменьшенного на сумму выплат, выплаченных игроку.
   
   Кого освободили от уплаты налога на прибыль
   
   Перечень субъектов, которые освобождаются от налога на прибыль, определен ст. 142 разд. III НК Украины.
   
   Так, от налогообложения освобождается прибыль предприятий и организаций, основанных общественными организациями инвалидов и являющихся их полной собственностью, полученная от продажи (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, кроме подакцизных товаров, услуг по поставке подакцизных товаров, полученных в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров, уполномочивающих такого налогоплательщика осуществлять поставку товаров от имени и по поручению другого лица без передачи права собственности на такие товары, где в течение предыдущего отчетного (налогового) периода количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 % среднесписочной численности штатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда.
   
   Льготная ставка налога для субъектов программной индустрии (5 %) с 2015 г. отменена, теперь эти субъекты будут уплачивать налог по ставке 18 %.
   
   Согласно п. 16 подразд. 4 разд. XX НК Украины сохранили на период до 1 января 2016 года ставку 0 % для плательщиков налога на прибыль, у которых чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по данным финансовой отчетности за последний годовой отчетный период не превышает 3 млн грн и начисленная за каждый месяц отчетного периода заработная плата (доход) работников, состоящих с налогоплательщиком в трудовых отношениях, не меньше, чем две минимальные заработные платы, размер которой установлен законом, и которые отвечают одному из критериев:
   
   а) образованы в установленном законом порядке после 1 апреля 2011 года;
   
   б) действующие, у которых в течение трех последовательных предыдущих лет (или в течение всех предыдущих периодов, если с момента их образования прошло менее трех лет), ежегодный объем доходов задекларирован в сумме, не превышающей 3 млн грн, и у которых среднесписочная численность работников в течение этого периода не превышала 20 человек;
   
   в) были зарегистрированы плательщиками единого налога в установленном законодательством порядке в период до вступления в силу НК Украины, и у которых за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составлял до 1 млн грн и среднесписочная численность работников составляла до 50 человек.
   
   Порядок исчисления налога на прибыль предприятий и сроки его уплаты
   
   Налоговым периодом для налога на прибыль является календарный год, с учетом положений п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины, которым определен порядок учета авансовых взносов по налогу.
   
   У производителей сельскохозяйственной продукции налоговый год начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом производители сельскохозяйственной продукции могут, по своему выбору, отчитываться за «обычный» год, то есть с 1 января по 31 декабря.
   
   С 1 января 2015 году не применяется так называемый кассовый метод для определения доходов и расходов по налогу на прибыль.
   
   Налог, подлежащий уплате в бюджет плательщиками налога, уменьшается на сумму начисленного и уплаченного налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) в соответствии с разд. XII НК Украины относительно объектов нежилой недвижимости (п. 137.5 ст. 137 разд. III НК Украины).
   
   Получается, что на этот вид налога для целей налогового учета нужно откорректировать финансовый результат до налогообложения (путем его увеличения).
   
   Согласно п. 33 подразд. 10 разд. XX НК Украины, в 2015 году ставки налога для объектов нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, определенных пп. 266.5.1. п. 265.5 ст. 265 разд. ХII НК Украины, не могут превышать 1 % минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года за 1 м2 для объектов нежилой недвижимости. Конкретный размер ставки, а также льготы по этому налогу устанавливают органы местного самоуправления.
   
   Если сумма налога на прибыль, за вычетом авансовых платежей, будет меньше налога на недвижимость, то такое отрицательное значение не является переплатой налога и «пропадает». Однако еще не факт что именно так и будет, потому что в интегрированной карточке плательщика такая «переплата» может и будет учитываться.
   
   Налоговая декларация по налогу на прибыль подается до 1 июня года, следующего за отчетным (п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины). Это правило применяется к налоговой декларации за 2015 год, а вот налоговая декларация за 2014 год подается по старым правилам. Уплата налога осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи декларации (п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины).
   
   Авансовые взносы по налогу
   
   Порядок определения и уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль претерпел изменения, которые, очевидно, порадуют предприятия, выплачивавшие и намеревающиеся выплачивать в 2015 году дивиденды.
   
   Согласно п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины плательщики налога на прибыль (кроме тех, у которых за прошедший отчетный год доход не превысил 20 млн грн, а также вновьсозданные предприятия, производители сельскохозяйственной продукции и неприбыльные организации) уплачивают авансовые взносы в порядке и в сроки, установленные для месячного налогового периода.
   
   Сумма этих взносов исчисляется в размере не менее 1/12 начисленного налога на прибыль за предыдущий отчетный (налоговый) период, уменьшенного на сумму уплаченных авансовых взносов по этому налогу при выплате дивидендов, которая осталась не учтенной в уменьшение этого налогового обязательства по этому налогу, без подачи налоговой декларации.
   
   В связи с тем, что срок подачи налоговой декларации по налогу на прибыль перенесен на июнь, то и уплата определенных вышеприведенным способом авансовых взносов начнется с 30-го июня 2016 года и будет производиться по май следующего года.
   
   Расчет авансовых взносов подается в составе годовой налоговой декларации, а расчетная сумма авансового взноса считается согласованным налоговым обязательством.
   
   Если налогоплательщик по итогам года не получит прибыль или получит убыток, и будет таким образом освобожден от уплаты авансовых взносов, а по итогам I квартала года, следующего за отчетным (то есть 2016 года) получит прибыль, то такой плательщик обязан подать налоговую декларацию за I-е полугодие, 9 месяцев и год для начисления и уплаты налоговых обязательств за эти периоды. Это правило не распространяется и на плательщиков, у которых доход менее 20 млн грн за год и которые не уплачивают авансовых взносов.
   
   О факте получения в I квартале прибыли будет свидетельствовать финансовая отчетность за этот период.
   
   Эти правила вступят в силу только с июня 2016 года. А до этого необходимо руководствоваться п. 22 подразд. 4 разд. XX НК Украины, согласно которому в январе — декабре 2015 года и в январе — мае 2016 года авансовые взносы начисляются и уплачиваются по старым правилам, то есть в соответствии с редакцией п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины, которая действовала до 01.01.2015 г.
   
   Кроме того ежемесячные авансовые взносы за март — май 2016 года начисляются в размере не менее 1/12 начисленной суммы налога на прибыль за 2014 год.
   
   Иными словами, авансовые взносы уплачиваются:
   
   • в январе — феврале 2015 года в размере 1/12 налога за 2013 год;
   
   • в марте — декабре 2015 года — 1/12 налога за 2014 год;
   
   • в январе — мае 2016 года — 1/12 налога за 2014 год.
   
   И только авансовый взнос в июле — декабре 2016 года будет определяться уже по новым правилам.
   
   Авансовые взносы при выплате дивидендов
   
   С 1 января 2015 года существенно меняется порядок начисления и уплаты авансового взноса по налогу на прибыль при выплате дивидендов. Законодатель учел тот факт, что дивиденды уплачиваются за прошедший период, за который вполне возможно уже уплачен налог на прибыль в бюджет, так как дивиденды это и есть часть прибыли.
   
   Согласно пп. 57.11.1 п. 57.11 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины при выплате дивидендов плательщик налога на прибыль — эмитент корпоративных прав производит выплаты дивидендов независимо от наличия налогооблагаемой прибыли (хотя по новым правилам налогообложения финансовая прибыль не будет существенно отличаться от налогооблагаемой). При выплате дивидендов предприятие обязано начислить авансовый взнос по налогу на прибыль и уплатить его до или одновременно с выплатой дивидендов.
   
   Авансовый взнос рассчитывается из суммы превышения дивидендов, которые подлежат выплате, над значением объекта налогообложения за соответствующий налоговый (отчетный) год, по результатам которого выплачиваются дивиденды, денежное обязательство в отношении которого погашено.
   
   В случае наличия непогашенного денежного обязательства авансовый взнос рассчитывается со всей суммы дивидендов. Таким образом, правильнее выплачивать дивиденды после уплаты всей суммы налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия.
   
   Пример 1. В налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия за 2014 год объект налогообложения от всех видов деятельности (строка 07) задекларирован в сумме 600 000 грн. Налог на прибыль за отчетный (налоговый) период (строка 14) рассчитан в сумме 108 000 грн. Обязательство по налогу на прибыль погашено 11 марта 2015 года.
   
   Вариант 1. Налогоплательщик принял решение выплатить дивиденды за 2014 год в сумме 700 000 грн (с учетом нераспределенной прибыли за предыдущие годы). В этом случае ему придется уплатить авансовый взнос при выплате дивидендов в сумме 18 000 грн [(700 000 грн — 600 000 грн) х 18 %].
   
   Вариант 2. Налогоплательщик принял решение выплатить дивиденды за 2014 год в сумме 400 000 грн. В этом случае ему не придется уплачивать авансовый взнос при выплате дивидендов, так как сумма выплачиваемых дивидендов не превышает объекта налогообложения.
   
   Пример 2. В налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия за 2014 год объект налогообложения от всех видов деятельности (строка 07) задекларирован в сумме минус 50 000 грн. Налог на прибыль за отчетный (налоговый) период (строка 14) в данном случае не рассчитывается. Обязательство по налогу на прибыль соответственно не погашается.
   
   Если у такого налогоплательщика, к примеру, есть нераспределенная прибыль за предыдущие годы и он примет решение выплачивать дивиденды, например, в сумме 75 000 грн, то в этом случае ему придется уплатить авансовый взнос при выплате дивидендов в сумме 13 500 грн (75 000 грн х 18 %).
   

   Если дивиденды уплачиваются за неполный год, то для расчета суммы превышения используется значение объекта налогообложения, исчисленное пропорционально количеству месяцев, за которые уплачены дивиденды.
   
   Пример 3. В налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия за 2014 год объект налогообложения от всех видов деятельности (строка 07) задекларирован в сумме 240 000 грн. Налог на прибыль за отчетный (налоговый) период (строка 14) рассчитан в сумме 43 200 грн. Обязательство по налогу на прибыль погашено 11 марта 2015 года.
   
   Налогоплательщик принял решение выплатить дивиденды за I-е полугодие 2014 года в сумме 150 000 грн. В этом случае ему придется уплатить авансовый взнос при выплате дивидендов в сумме 5400 грн [(150 000 грн — 240 000 грн : 12 мес. х 6 мес.) х 18 %].
   

   Авансовые взносы при выплате дивидендов не уплачиваются в случае выплаты дивидендов в пользу собственников корпоративных прав материнской компании, выплаченные в пределах сумм доходов такой компании, полученных в виде дивидендов от других лиц (пп. 57.11.3 п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины). Сумма превышения облагается налогом по приведенным выше правилам.
   
   Материнские компании — это юридические лица, являющиеся собственниками других юридических лиц или осуществляющие контроль над такими юридическими лицами, как связанные лица (пп. 14.1.103 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).
   
   Для целей налогообложения материнская компания ведет учет дивидендов полученных и дивидендов уплаченных собственникам корпоративных прав в порядке, определенном ГФСУ, и отражает его результаты в налоговой отчетности.
   
   Кроме того, авансовые взносы не уплачиваются при выплате дивидендов плательщиком налога на прибыль, прибыль которого освобождена от налогообложения согласно положениям НК Украины, в размере прибыли, освобожденной от налогообложения в периоде, за который выплачиваются дивиденды.
   
   Не уплачиваются авансовые взносы при выплате дивидендов физическим лицам.
   
   Согласно пп. 57.11.4 п. 57.11 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины выплата дивидендов в пользу физических лиц (в том числе нерезидентов) по акциям или корпоративными правами, которые имеют статус привилегированных или другой статус, предусматривающий выплату фиксированного размера дивидендов или суммы, которая больше суммы выплат, рассчитанной на любую другую акцию (корпоративное право), эмитированную таким налогоплательщиком, приравнивается с целью налогообложения к выплате заработной платы с соответствующим налогообложением. При этом, такая выплата не подлежит налогообложению как дивиденды согласно положению разд. IV НК Украины.
   
   Авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов не заменяет налог на репатриацию при выплате дивидендов нерезидентам, то есть уплачивается независимо от этого налога.
   
   Сумма уплаченных авансовых взносов по налогу на прибыль при выплате дивидендов подлежит зачислению в уменьшение налогового обязательства по налогу на прибыль, задекларированного в налоговой декларации за отчетный (налоговый) год.
   
   Сумма уплаченных авансовых взносов по налогу на прибыль при выплате дивидендов не подлежит возврату налогоплательщику или зачислению в счет погашения денежных обязательств по другим налогам и сборам (обязательным платежам). Как и прежде ее можно будет перекрыть только налогом на прибыль будущих отчетных периодов.
   
   Основные правила определения доходов и расходов
   
   Согласно пп. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины доход из источников происхождения в Украине — это любой доход, полученный резидентом или нерезидентом от любых видов их деятельности на территории Украины.
   
   А доход, полученный из источников за пределами Украины, согласно пп. 14.1.55 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины — это любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины, включая проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов, наследство, подарки, выигрыши, призы, доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым и трудовым договорам, от предоставления резидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного за пределами Украины, включая подвижной состав транспорта, приписанного к расположенным за пределами Украины портам, доходы от продажи имущества, расположенного за пределами Украины, доход от отчуждения инвестиционных активов, в том числе корпоративных прав, ценных бумаг и т. д.; другие доходы от любых видов деятельности за пределами таможенной территории Украины или территорий, неподконтрольных контролирующим органам.
   
   Что же касается понятия «расходы», то пп. 14.1.30 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины, которым давалось определение этого термина, из текста НК Украины с 01.01.2015 г. исключен Законом № 71.
   
   Базой для расчета налогооблагаемой прибыли является финансовый результат предприятия до налогообложения, который отражается в Отчете о финансовых результатах (отчете о совокупном доходе), составленном в соответствии с требованиями НП(С)БУ 1.
   
   Согласно НП(С)БУ 1 в Отчете о финансовом результате (отчете о совокупном доходе) предприятия отражается:
   
   • чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), который определяется путем вычета из дохода (выручки) от реализации соответствующих налогов, сборов, скидок и т. п.;
   
   • прочие операционные доходы;
   
   • доход от участия в капитале;
   
   • прочие финансовые доходы;
   
   • прочие доходы;
   
   • себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг);
   
   • административные расходы;
   
   • расходы на сбыт;
   
   • прочие операционные расходы;
   
   • финансовые расходы;
   
   • потери от участия в капитале;
   
   • прочие расходы.
   
   При этом, согласно последнему абзацу пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 разд. III НК Украины, для целей налогообложения в годовой доход включаются:
   
   • доходы от реализации;
   
   • прочие операционные доходы;
   
   • финансовые доходы;
   
   • прочие доходы.
   
   Как видим, доход от участия в капитале для целей налогообложения не учитывается.
   
   Напомним, что для обобщения информации о доходах от инвестиций, которые осуществлены в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия и учет которых ведется по методу участия в капитале предназначен счет 72 «Доход от участия в капитале». По кредиту данного счета отражается доход, связанный с увеличением доли инвестора в чистых активах объекта инвестирования. Доход, полученный от инвестиций в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия, учет которых ведется методом участия в капитале, отражается в статье «Доход от участия в капитале» Отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе).
   
   В Отчете о финансовых результатах также отражается валовая прибыль (убыток), как разница между чистым доходом (выручкой) от реализации и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и прибыль (убыток) от операционной деятельности, которая определяется как алгебраическая сумма валовой прибыли (убытка), прочего операционного дохода, административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов.
   
   Следовательно, начиная с 2015 года все затраты, которые согласно бухгалтерским правилам включаются в расходы, в том числе дополнительные блага, расходы на спецодежду и форменную одежду, расходы на благотворительность и т. п., без ограничений относятся и на «налоговые» расходы.
   
   Особо отметим, что в 2014 году согласно п. 33 подразд. 4 разд. XX НК Украины на период проведения АТО к прочим расходам обычной деятельности без ограничений (4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года), предусмотренных подпунктом «а» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138 разд. III НК Украины, включались суммы средств или стоимость специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, предоставленных услуг по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины, добровольно перечисленные (переданные) Вооруженным силам Украины, Национальной гвардии Украины, службе безопасности Украины, службе внешней разведки Украины, государственной пограничной службе Украины, Министерству внутренних дел Украины, Управлению государственной охраны Украины, государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, другим образованным в соответствии с законами Украины воинским формированиям, их объединениям, военным частям, подразделениям, учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств Госбюджета, для нужд обеспечения проведения антитеррористической операции.
   
   Соответственно не будет таких ограничений и в 2015 году в отношении расходов, предусмотренных в пп. 140.5.9 п. 140.5 ст. 140 разд. III НК Украины.
   
   При этом обязательная корректировка расходов в случаях, установленных ст. 140 разд. III НК Украины, производится только для предприятий, объем дохода у которых превышает 20 млн грн.
   
   Корректировки, которые обязательны для всех предприятий в переходный период
   
   При определении финансового результата до налогообложения все налогоплательщики, в том числе у которых доход до 20 млн грн, должны учитывать следующее:
   
   • при расчете амортизации основных средств и нематериальных активов балансовая стоимость объектов по состоянию на 01.01.2015 г. должна равняться балансовой стоимости таких активов, определенной на 31.12.2014 г. в соответствии со статьями 144 — 146 и 148 разд. III НК Украины, действовавшими до 01.01.2015 г. (п. 11 подразд. 4 разд. XX НК Украины);
   
   • с 01.01.2015 г. изменилось определение понятия «роялти» и теперь совершенно однозначно ясно, что при приобретении компьютерной программы на носителях и в электронной форме, покупается вещь (актив), а значит, такой платеж не является роялти и подлежит обложению НДС;
   
   • согласно новой редакции п. 17 подразд. 4 разд. ХХ НК Украины предприятия, которые в соответствии с п. 159.1 ст. 159 разд. III НК Украины в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г., включили в состав расходов сумму дебиторской задолженности по товарам, работам, услугам отгруженным/выполненным, но не оплаченным в установленный срок, с одновременной подачей искового заявления:
   
   – увеличивают финансовый результат до налогообложения в случае, если суд не принимает исковое заявление к рассмотрению, не удовлетворяет иск или удовлетворяет его частично, на сумму, включенную до 01.01.2015 г. в расходы, то есть на величину выручки от реализации;
   
   – уменьшают финансовый результат до налогообложения на сумму себестоимости реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, которая до 01.01.2015 г. была исключена из затрат.
   
   На сумму дополнительного налогового обязательства, которое возникает вследствие корректировки сомнительной задолженности, начисляется пеня из расчета 120 % годовой учетной ставки НБУ.
   
   Покупатель, увеличивший финансовый результат до налогообложения в связи с задержкой оплаты приобретенных товаров, работ, услуг на сумму покупки до 01.01.2015 г., в случае погашения своих обязательств уменьшает финансовый результат до налогообложения.
   

   При получении оплаты (погашении дебиторской задолженности) продавец, который до 01.01.2015 г. увеличивал расходы на сумму задолженности, увеличивает финансовый результат до налогообложения на сумму погашенной задолженности и уменьшает этот результат на сумму себестоимости, которая до 01.01.2015 г. была исключена из расходов;
   
   • если предприятия, осуществляющие добычу нефти и газа, до 01.01.2015 г. в соответствии с подпунктом «з» пп. 138.8.5 п. 138.5 ст. 138 разд. III НК Украины включали в расходы для целей налогообложения суммы затрат на разведку, доразведку, обустройство месторождений с одновременным отнесением этих затрат в бухгалтерском учете на стоимость необоротных активов и до 01.01.2015 г. не ввели в эксплуатацию такие объекты, то такие предприятия должны увеличить финансовый результат до налогообложения по итогам 2015 года;
   
   • расходы на оплату отпусков работникам и другие расходы, связанные с оплатой труда, которые после 01.01.2015 г. компенсируются за счет резервов и обеспечений, сформированных до 01.01.2015 г., включаются в расходы 2015 года при условии, что такие расходы не были учтены в 2014 году (п. 24 подразд. 4 разд. XX НК Украины).
   
   И, наконец, все предприятия, в том числе те, у которых доход до 20 млн грн, уменьшают финансовый результат до налогообложения на сумму убытков, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год и 25 % суммы убытков на 01.01.2012 г. (п. 3 подразд. 4 разд. ХХ НК Украины).
   
   Напомним, что Законом № 4834 были установлены специальные правила для отражения отрицательного значения объекта налогообложения предыдущего отчетного (налогового) периода (за 2011 год) налогоплательщикам, у которых налогооблагаемые доходы были равны 1 млн грн и более. То есть, такое отрицательное значение ими распределялось на четыре года («консервировалось») и затронет, в частности, 2015 год:
   
   • 25 % — в 2012 году;
   
   • 25 % — в 2013 году;
   
   • 25 % — в 2014 году;
   
   • 25 % — в 2015 году.
   
   При этом плательщики налога на прибыль ведут отдельный учет показателя отрицательного значения объекта налогообложения, сложившегося по состоянию на 1 января 2012 года, и включают в расходы следующих налоговых периодов или уменьшюет финансовый результат до налогообложения следующих налоговых периодов и сумм, не погашенных в течение 2012 — 2015 годов. Такое отрицательное значение погашается в первую очередь. Во вторую очередь погашается отрицательное значение объекта налогообложения, возникшее после 31 декабря 2011 года.
   
   Как видим, в случае с убытками, а также в случае с резервом сомнительных долгов и расходами на разведку, доразведку, обустройство месторождений, определение объекта налогообложения осуществляется путем корректировки финансового результата, в остальных случаях требование НК Украины должны учитываться при отражении операций в бухгалтерском учете или путем корректировки затрат, отраженных в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
   
   Корректировки, обязательные для предприятий, доход которых превышает 20 млн грн за годовой отчетный (налоговый) период
   
   Корректировка финансового результата до налогообложения
   
   Согласно пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 разд. III НК Украины прибыль из источников происхождения в Украине и из-за ее пределами определяется путем корректировки финансового результата до налогообложения на разницы, которые определяются в соответствии со ст.ст. 138 — 140 разд. III НК Украины, а именно на разницы, возникающие при:
   
   • начислении амортизации необоротных активов,
   
   • формировании резервов (обеспечений),
   
   • осуществлении финансовых операций.
   
   Разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов
   
   Статьей 138 разд. III НК Украины установлены ограничения по минимальным срокам использования основных средств. Если же предприятие — плательщик налога на прибыль для расчета норм амортизации использует другие сроки, которые меньше минимально допустимых, то такое предприятие увеличивает финансовый результат на сумму начисленной амортизации и уменьшает его на сумму амортизации, рассчитанной по правилам пп. 138.3.3. п. 138.3 ст. 138 разд. III НК Украины.
   
   В случае, когда сроки полезного использования объекта основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском учете меньше минимально допустимых сроков, установленных пп. 138.3.3 п. 138.3 ст. 138 разд. III НК Украины, то для расчета принимаются сроки, установленные этим подпунктом, а если наоборот, в бухгалтерском учете установлены сроки, которые больше, чем в пп. 138.3.3 п. 138.3 ст. 138 разд. III НК Украины, то применяются сроки, установленные в бухгалтерском учете.
   
   Короче говоря, если сроки использования объектов в бухгалтерском и налоговом учете разные, то сверку надо проводить по каждому объекту. Думаю, что в этих условиях большинство предприятий предпочтет не отступать от минимальных сроков использования, установленных НК Украины. В этом случае «амортизационных» разниц не будет.
   
   Минимально допустимые сроки амортизации по группам основных средств для целей исчисления налога в новой редакции разд. III НК Украины остались прежними.
   
   При начислении амортизации надо иметь ввиду:
   
   • амортизация основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2015 г., будет определяться исходя из стоимости, сформированной на эту дату (то есть исходя из данных налогового учета);
   
   • амортизация основных средств, приобретенных после 01.01.2015 г., будет совпадать как в бухгалтерском, та и в налоговом учете, но при условии, что минимально допустимые сроки эксплуатации в бухгалтерском учете будут не меньше тех, которые предусмотрены в пп. 138.3.3 п. 138.3 ст. 138 разд. III НК Украины.
   
   Совпадать будут также и расходы на проведение ремонтов основных средств, стоимость которых в будущем не приведет к увеличению полученных экономических выгод.
   
   Кроме корректировки исходя из разности начисленной по правилам бухгалтерского учета и правилам п. 138.3 ст. 138 разд. III НК Украины амортизации, финансовый результат корректируется при проведении:
   
   • уценок и дооценок основных средств и нематериальных активов;
   
   • продажи или ликвидации основных средств и нематериальных активов.
   
   Для этого финансовый результат увеличивается на сумму:
   
   • остаточной стоимости объекта, определенную по правилам ст. 138 разд. III НК Украины;
   
   • дооценки и выгод от восстановления полезности объекта в пределах ранее отнесенных в состав затрат сумм уценки и потерь от уменьшения полезности, определенных в соответствии с П(С)БУ и МСФО.
   
   Одновременно с увеличением финансового результата проводится его уменьшение на сумму:
   
   • остаточной стоимости объектов, определенную в соответствии с положениями НК Украины;
   
   • дооценки и выгод от восстановления полезности основных средств и нематериальных активов в пределах ранее отнесенных в состав затрат уценки и потерь от уменьшения полезности основных средств и нематериальных активов в соответствии с П(С)БУ и МСФО.
   
   Разницы, возникающие при формировании резервов
   
   Стандарты бухгалтерского учета предусматривают возможность формирования резервов для компенсации будущих расходов. В этом случае к расходам для определения финансового результата относятся суммы, включенные в резервы, а фактические расходы в затраты не включаются, а относятся на уменьшение резервов. В этой связи финансовый результат:
   
   • увеличивается на сумму расходов на формирование резервов и обеспечений для возмещения следующих (будущих) расходов (кроме обеспечения на выплату отпусков работникам и другие выплаты, связанные с оплатой труда, и резервов, определенных пунктами 139.2 — 139.3 разд. III НК Украины) в соответствии с П(С)БУ или МСФО (пп. 139.1.1. п. 139.1 ст. 139 разд. III НК Украины);
   
   • уменьшается:
   
   – на сумму расходов (кроме оплаты отпусков работникам и другие выплаты, связанные с оплатой труда, и резервов, определенных пунктами 139.2 — 139.3 ст. 139 разд. III НК Украины), которые возмещены за счет резервов и обеспечений, сформированных в соответствии с П(С)БУ или МСФО;
   
   – на сумму корректировки (уменьшения) резервов и обеспечений для возмещения последующих (будущих) расходов (кроме обеспечения на выплату отпуска работникам и другие выплаты, связанные с оплатой труда, и резервов, определенных пунктами 139.2 — 139.3 ст. 139 разд. III НК Украины), на которую увеличился финансовый результат до налогообложения в соответствии с П(С)БУ или МСФО (пп. 139.1.2 п. 139.1 ст. 139 разд. III НК Украины).
   
   Кроме того, п. 139.2 ст. 139 разд. III НК Украины установлен новый порядок налогового учета резерва сомнительных долгов, возникающих после 01.01.2015 г.
   
   Сумма сформированного в соответствии с П(С)БУ резерва сомнительных долгов увеличивает финансовый результат до налогообложения, одновременно финансовый результат до налогообложения уменьшается на сумму уменьшения резерва сомнительных долгов.
   
   Кроме того, согласно пп. 139.2.1 п. 139.2 ст. 139 разд. III НК Украины, в случае, когда в бухгалтерском учете в состав безнадежной финансовой задолженности отнесены суммы дебиторской задолженности, не соответствующей условиям пп. 14.1.11 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины, то на такие суммы увеличивается финансовый результат до налогообложения.
   
   Разницы, возникшие при осуществлении финансовых операций
   
   Пунктом 140.1 ст. 140 разд. III НК Украины предусмотрено ограничение для целей налогообложения расходов на уплату процентов по любым кредитам, ссудам, операциям РЕПО, обязательствам по договорам финансового лизинга и другим займам независимо от юридического оформления.
   
   Для плательщика, у которого сумма долговых обязательств, определенных в п. 140.1 ст. 140 разд. III НК Украины, возникших по операциям со связанными лицами — нерезидентами, превышает сумму собственного капитала более чем в 3, 5 раза (для финансовых учреждений и компаний, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, — более чем в 10 раз), финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму превышения начисленных в бухгалтерском учете процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам над 50 % суммы финансового результата до налогообложения, финансовых расходов и суммы амортизационных отчислений по данным финансовой отчетности отчетного налогового периода, в котором осуществляется начисление таких процентов.
   
   Сумма долговых обязательств и собственного капитала в данном случае определяется как среднее арифметическое значений долговых обязательств и собственного капитала на начало и конец отчетного налогового периода с учетом процентов, указанных в п. 140.3 ст.140 разд. III НК Украины (п. 140.2 ст. 140 разд. III НК Украины).
   
   Проценты, превышающие сумму ограничения, определенного п. 140.2 ст.140 разд. III НК Украины, которые увеличили финансовый результат до налогообложения, уменьшают финансовый результат до налогообложения в будущих отчетных налоговых периодах в сумме, уменьшенной ежегодно на 5 % до полного ее погашения с учетом ограничений, установленных п. 140.2 ст. 140 разд. III НК Украины.
   
   Кроме того, финансовый результат до налогообложения уменьшается на:
   
   • сумму начисленных доходов от участия в капитале других плательщиков налога на прибыль (корректировка не производится, если получен доход от участия в капитале предприятия, которое является плательщиком единого налога) и в виде дивидендов, которые подлежат выплате в его пользу от других плательщиков налога на прибыль (пп.140.4.1 п. 140.4 ст. 140 разд. III НК Украины);
   
   • сумму отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет, с учетом п. 3 подразд. 4 разд. XX НК Украины (пп.140.4.2 п. 140.4 ст. 140 разд. III НК Украины);
   
   • сумму уценки, учтенной в финансовом результате до налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде на инструменты собственного капитала, переклассифицированные в финансовые обязательства в соответствии с П(С)БУ или МСФО (пп.140.4.3 п. 140.4 ст. 140 разд. III НК Украины).
   
   Финансовые результаты увеличиваются на сумму:
   
   • превышения обычных цен над договорной (контрактной) стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) при осуществлении контролируемых операций в случаях, определенных ст. 39 разд. I НК Украины;
   
   • превышения договорной (контрактной) стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) над обычной ценой при осуществлении контролируемых операций в случаях, определенных ст. 39 разд. I НК Украины;
   
   • потерь от инвестиций в ассоциированные, дочерние и совместные предприятия, рассчитанных по методу участия в капитале или методу пропорциональной консолидации;
   
   • 30 % стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг (кроме кредитов и других займов, определенных в п. 140.2 ст. 140 разд. III НК Украины и роялти, уплаченных в пользу нерезидентов, и операций, признанных контролируемыми), приобретенных у:
   
   – неприбыльных учреждений и организаций, кроме бюджетных учреждений;
   
   – нерезидентов (в том числе нерезидентов — связанных лиц), зарегистрированных в государствах (на территориях), перечень, которых в соответствии с пп. 39.2.1.2 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины определяется Кабмином Украины (это так называемые офшорные зоны).
   
   Эти требования могут не применяться, если операция является контролируемой и сумма таких расходов соответствует уровню обычных цен, что обосновано в отчете о контролируемых операциях и соответствующей документации, предоставляемой в соответствии со ст. 39 разд. I НК Украины; либо операция не является контролируемой и сумма таких расходов подтверждается налогоплательщиком по правилам обычных цен в соответствии с процедурой, установленной ст. 39 разд. I НК Украины, но без подачи отчета;
   
   • расходов по начислению роялти в пользу нерезидента, превышающую сумму доходов от роялти, увеличенную на 4 % чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Эти требования не применяются, если операция по выплате роялти является контролируемой;
   
   • расходов по начислению роялти в полном объеме, если роялти, начислены в пользу:
   
   – нерезидентов, зарегистрированных в государствах (на территориях), перечень, которых в соответствии с пп. 39.2.1.2 п. 39.2 ст. 39 разд. I НК Украины определяется Кабмином Украины;
   
   – нерезидента, который не является бенефициарным (фактическим) получателем (владельцем) роялти, за исключением случаев, когда бенефициар (фактический владелец) предоставил право получать роялти другим лицам;
   
   – нерезидента относительно объектов, права интеллектуальной собственности по которым впервые возникли у резидента Украины;
   
   – нерезидента, который не подлежит налогообложению в отношении роялти в государстве, резидентом которой он является;
   
   – лица, уплачивающего налог на прибыль в составе других налогов (плательщики единого налога). Эта норма не применяется к физическим лицам, уплачивающим НДФЛ;
   
   – юридического лица, которое в соответствии с НК Украины освобождено от уплаты налога на прибыль или уплачивающего этот налог по ставке иной, нежели установлено в п. 136.1 ст. 136 разд. III НК Украины;
   
   • процентов и дооценки, учтенных в финансовом результате до налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде на инструменты собственного капитала, переклассифицированные в финансовые обязательства в соответствии с П(С)БУ или МСФО;
   
   • средств или стоимость товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года, предоставленных неприбыльным учреждениям и организациям, определенным в подпунктах 1, 2 пп. 133.1.1 пп. 133.1 ст. 133 разд. III НК Украины, превышающих 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.
   
   К таким неприбыльным учреждениям и организациям, определенным в подпунктах 1, 2 пп. 133.1.1 пп. 133.1 ст. 133 разд. III НК Украины относятся:
   
   • бюджетные учреждения;
   
   • общественные объединения, политические партии, религиозные, благотворительные организации, пенсионные фонды.
   
   НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО — РАСШИРЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
   
   В порядок исчисления и уплаты налога на имущество внесено множество важных изменений.
   
   Плательщики налога на недвижимость
   
   Плательщиками налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты — владельцы объектов жилой и/или нежилой недвижимости (пп. 266.1.1 п. 266.1 ст. 266 разд. XII НК Украины).
   
   Объекты налогообложения налогом на недвижимость
   
   Объектом налогообложения являются объекты жилой и нежилой недвижимости, в том числе доли объектов (пп. 266.2.1 п. 266.2 ст. 266 разд. XII НК Украины).
   
   В случае, если объект недвижимости находится в общей совместной собственности нескольких лиц, но не разделен в натуре, то плательщиком налога является одно из таких лиц-владельцев, определенное по их согласию, если иное не установлено судом. В случае общей долевой собственности, или общей совместной собственности, разделенной в натуре, плательщиком является каждое лицо.
   
   Не являются объектом налогообложения объекты, перечисленные в пп. 266.2.2 п. 266.2 ст. 266 разд. XII НК Украины, к которым относятся:
   
   • объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответствующего Госбюджета или местного бюджета и являются неприбыльными (в их совместной собственности);
   
   • объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенные в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, определенные законом, в том числе их доли;
   
   • здания детских домов семейного типа, общежития;
   
   • жилая недвижимость, непригодная для проживания, в том числе в связи с аварийным состоянием, признанная такой согласно решению сельского, поселкового, городского совета;
   
   • объекты жилой недвижимости, в том числе их доли, принадлежащие детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, детям-инвалидам, которые воспитываются одинокими матерями (отцами), но не более одного такого объекта на ребенка;
   
   • объекты нежилой недвижимости, которые используются субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, осуществляющими свою деятельность в малых архитектурных формах и на рынках;
   
   • здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий;
   
   • здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности;
   
   • объекты жилой и нежилой недвижимости, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий.
   
   Согласно пп. 14.1.129 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины к объектам жилой недвижимости относятся здания, отнесенные в соответствии с законодательством к жилому фонду, дачные и садовые дома.
   
   Согласно пп. 14.1.1291 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины к объектам нежилой недвижимости относятся здания, помещения, не отнесенные в соответствии с законодательством к жилому фонду. В нежилой недвижимости выделяют:
   
   • здания гостиничные — гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, рестораны и бары, туристические базы, горные приюты, лагеря для отдыха, дома отдыха;
   
   • здания офисные — здания финансового обслуживания, административно-бытовые здания для конторских и административных целей;
   
   • здания торговые — торговые центры, универмаги, магазины, крытые рынки, павильоны и залы для ярмарок, станции технического обслуживания автомобилей, столовые, кафе, закусочные, базы и склады предприятий торговли и общественного питания, здания предприятий бытового обслуживания;
   
   • гаражи — гаражи (наземные и подземные) и крытые автостоянки;
   
   • здания промышленные и склады (в качестве формального критерия для определения зданий промышленности и складов можно использовать Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержденный Приказом № 507);
   
   • здания для публичных выступлений (казино, игорные дома);
   
   • хозяйственные (приусадебные) здания — вспомогательные (нежилые) помещения, к которым относятся сараи, хлева, гаражи, летние кухни, мастерские, уборные, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции и др;
   
   • другие здания.
   
   База налогообложения по недвижимости
   
   Базой налогообложения жилой и нежилой недвижимости является ее общая площадь. При этом для жилой и нежилой недвижимости, находящихся в собственности физического лица, база налогообложения определяется контролирующим органом на основании данных Государственного реестра имущественных прав на недвижимое имущество (пп. 266.3.2 п. 266.3 ст. 266 разд. XII НК Украины).
   
   Юридические лица определяют базу налогообложения самостоятельно, на основании документов, подтверждающих их право собственности (пп. 266.3.3 п. 266.3 ст. 266 разд. XII НК Украины).
   
   Для физических лиц база налогообложения уменьшается по правилам, установленным пп. 266.4.1 п. 266.4 ст. 266 разд. XII НК Украины, а именно[1]:
   
   а) для квартиры/квартир независимо от их числа — на 60 м2;
   
   б) для жилого дома/домов независимо от их числа — на 120 м2;
   
   в) для разных типов жилой недвижимости, в том числе ее долей (то есть в случае одновременного пребывания в собственности плательщика квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их долей) — на 180 м2.
   
   Такое уменьшение предоставляется один раз за каждый базовый год. Сельские, поселковые, городские советы могут увеличивать предельную границу уменьшения базы налогообложения. Большинство местных советов так и поступило, увеличив «льготную» площадь. Кроме того, согласно пп. 266.4.2 п. 266.4 ст. 266 разд. XII НК Украины, местные советы могут предоставлять и другие льготы физическим лицам, исходя из их имущественного состояния и уровня доходов.
   
   При этом льготы не предоставляются на:
   
   • объект/объекты налогообложения, если площадь такого/таких объекта/объектов превышает пятикратный размер необлагаемой площади, утвержденной решением органов местного самоуправления;
   
   • объекты налогообложения, используемые их владельцами с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, ссуду, используются в предпринимательской деятельности).
   
   Сведения о предоставлении льготы органы местного самоуправления подают соответствующим контролирующим органам по местонахождению объекта (пп. 266.4.2 п. 266.4 ст. 266 разд. XII НК Украины).
   
   Ставки налога на недвижимость
   
   Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 2 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2 базы налогообложения — то есть 24,38 грн (пп. 266.5.1 п. 266.5 ст. 266 разд. XII НК Украины).
   
   При этом, переходные положения НК Украины дополнены еще одним пунктом в отношении ставок налога на нежилую недвижимость. Так, п. 33 подразд. 10 разд. ХХ НК Украины предусматривает, что на 2015 год ставки налога, установленные городскими избранниками, для объектов нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, не могут превышать 1 % минимальной заработной платы за 1 м2 для объектов нежилой недвижимости — то есть 12,18 грн.
   
   Администрирование налога на недвижимость
   
   Порядок администрирования налога на недвижимое имущество физических лиц регулируется п. 266.7 ст. 266 разд. XII НК Украины.
   
   Согласно пп. 266.7.2 п.266.7 ст. 266 разд. XII НК Украины налоговое/налоговые уведомления-решения об уплате суммы/сумм налога, и соответствующие платежные реквизиты, в частности, органов местного самоуправления по местонахождению каждого из объектов жилой и/или нежилой недвижимости, направляются (вручаются) физическому лицу контролирующим органом по месту его налогового адреса (месту регистрации) до 1 июля года, наступающего за базовым налоговым (отчетным) периодом (годом).
   
   Таким образом, в 2015 году физическим лицам налог будет начисляться контролирующими органами по месту налогового адреса (месту регистрации) за 2014 год в следующем порядке:
   
   • в период с 1 января по 31 марта 2014 года с жилой площади;
   
   • с 1 апреля по 31 декабря 2014 года с общей площади объектов жилой недвижимости.
   
   Пример 4. У физического лица в собственности находится квартира, жилая площадь 123 м2, общая — 220 м2, льгота по уплате налога — 120 м2. Ставка налога установлена в размере 1 % минимальной заработной платы по состоянию на 1 января 2014 года (12,18 грн), за 2014 год сумма налога рассчитывается:
   
   • I квартал — (123 м2 — 120 м2) х 12,18 грн : 12 мес х 3 мес = 9,14 грн;
   
   • II — IV кварталы — (220 м2 — 120 м2) х 12,18 грн : 12 мес х 9 мес = 913,50 грн.
   
   За 2014 год сумма налога составляет 922,64 грн (9,14 грн + 913,50 грн).
   
   То есть, до 1 июля 2015 года физическому лицу будет направлено налоговое уведомление-решение об уплате налога в сумме 922,64 грн, который необходимо уплатить в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

   
   Учитывая нормы действующего законодательства, физические лица платить налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, с базы налогообложения, которая введена Законом № 71, будут лишь в 2016 году.
   
   Плательщики налога — юридические лица самостоятельно определяют сумму налога на 1 января отчетного года и до 20 февраля того же года подают контролирующему органу по местонахождению объекта/объектов декларацию по установленной форме с разбивкой годовой суммы равными частями поквартально (пп. 266.7.5 п. 266.7 ст. 266 разд. XII НК Украины).
   
   Для 2015 года действует новая форма Налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, утвержденная Приказом № 735.
   
   В 2015 году юридические лица — плательщики налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, исчисляют сумму налога за текущий год по ставкам, установленным решением сельского, поселкового или городского совета в зависимости от места расположения (зональности) и типов объектов:
   
   • для объектов жилой недвижимости — в размере, не превышающем 2 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января 2015 года, за 1 м2 базы налогообложения;
   
   • для объектов нежилой недвижимости — в размере, не превышающем 1 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января 2015 года, за 1 м2 базы налогообложения.
   
   В отношении вновь созданного (вновь введенного) объекта жилой и/или нежилой недвижимости налоговая декларация юридическим лицом — плательщиком подается в течение 30 календарных дней со дня возникновения права собственности на такой объект, а налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект (абзац 2 пп. 266.7.5 п. 266.7 ст. 266 разд. XII НК Украины).
   
   В случае перехода права собственности на объект налогообложения от одного владельца к другому в течение календарного года, налог исчисляется для предыдущего владельца за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный объект налогообложения, а для нового владельца — начиная с месяца, в котором возникло право собственности (пп. 266.8.1 п. 266.8 ст. 266 разд. XII НК Украины).
   
   Налог на недвижимость уплачивается юридическими лицами по месту расположения объекта (пп. 266.9.1 п. 266.9 ст. 266 разд. XII НК Украины). По итогам года сумма уплаченного налога на недвижимость уменьшает налог на прибыль для плательщиков этого налога.
   
   Физические лица могут уплачивать налог в сельской и поселковой местности через кассы сельских (поселковых) советов по квитанции о принятии налогов.
   
   С целью формирования Реестра плательщиков налога на недвижимое имущество граждане могут осуществлять сверку с контролирующим органом сведений о своих объектах недвижимости до 31 декабря 2015 года (включительно). Такая сверка проводится на основании оригиналов документов о праве собственности на объекты недвижимости по месту жительства (регистрации) владельца недвижимости.
   
   
   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ
   
   НК Украины — Налоговый кодекс Украины
   Закон № 71 — Закон Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы»
   Закон № 4834 — Закон Украины от 24.05.2012 г. № 4834-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм»
   Закон № 5205 — Закон Украины от 06.09.2012 г. № 5205-VI «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест»
   НП(С)БУ 1 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности»«, утвержденное приказом Минфина Украины от 07.02.2013 г. № 73
   Приказ № 507 — Приказ Госстандарта Украины от 17.08.2000 г. № 507 «Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000»
   Приказ № 735 — Приказ Минфина Украины от 01.07.2014 г. № 735 «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка»

   
   
   
   
   [1] Напомним, что в 2014 году не облагались налогом: 120 м2 — квартиры, 250 м2 — для домов, 370 м2 — для различных видов объектов жилой недвижимости, в том числе их частей (в случае одновременного пребывания в собственности налогоплательщика квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их частей).


Можно составить расчет корректировки к расчету корректировки

   У налоговиков спросили: каков порядок исправления ошибки, допущенной в налоговой накладной или расчете корректировки к налоговой накладной?
   
   Специалисты ГФСУ в ответе напомнили, что начиная с 01.01.2015 г. в случае допущения ошибки в реквизитах налоговой накладной (далее — НН), составленной как до 01.01.2015 г., так и после указанной даты, плательщик налогов на дату выявления указанной ошибки имеет право составить расчет корректировки к такой НН, в котором все правильно заполненные реквизиты НН повторяются, а реквизит, в котором допущена ошибка, заполняется без ошибок. В этом случае графы с 1 по 13 расчета корректировки не заполняются (остаются пустыми).
   
   Ошибка, допущенная в номере или дате НН, не может быть исправлена путем подачи расчета корректировки (п. 21 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 22.09.2014 г. № 957 (далее – Порядок № 957)).
   
   Ошибка, допущенная в индивидуальном налоговом номере контрагента (указан номер другого контрагента), может быть исправлена путем составления двух расчетов корректировки, которые заполняются в следующем порядке:
   
   — в первом расчете корректировки реквизиты заглавной части переносятся из НН с ошибкой, а объем операции по поставке товаров/услуг и другие показатели табличной части заполняются со знаком «-»;
   
   — во втором расчете корректировки реквизиты заглавной части указываются без ошибок, а объем операции по поставке товаров/услуг и другие показатели табличной части заполняются со знаком «+».
   
   Порядком № 957 не предусмотрен механизм исправления ошибки, допущенной в расчете корректировки к НН.
   
   Вместе с этим при допущении ошибки в графах с 1 по 13 расчета корректировки плательщик налога имеет право составить второй расчет корректировки к НН, в котором будут учтены показатели расчета корректировки, составленного с ошибками.
   
   Категория 101.19 Информационно-справочного ресурса «ЗІР»
   
   
По материалам: Налоги и бухгалтерский учет

   


Каким документом провести изменение цены на уже оприходованный товар

   Минфин пояснил, что для оформления изменение цены на уже оприходованный товар предприятие может самостоятельно разработать первичный документ, указав там все обязательные реквизиты.
   
   Например, акт об установлении новой цены, который составит комиссия предприятия на основании изменений в договор (или других оснований изменения цены) и утвердит руководитель.
   
   Изменение цены можно оформить и распорядительным актом руководителя предприятия.
   
   Письмо Минфина Украины «Об отдельных вопросах, связанных с изменением цены» от 13.01.15 г. № 31-11410-08-10/699


Декларации без показателей плательщикам НДС подавать не нужно

    Специалисты ГФС Украины сообщают: плательщики НДС, которые не проводили хозяйственную деятельность в отчетном периоде и не имеют сумм отрицательного значения предыдущих периодов, пустые декларации по НДС за такой отчетный период НЕ подают.
   
   Фискалы делают такой вывод от обратного, а именно ссылаясь на п. 49.2 НКУ. Последним установлено: налогоплательщики налоговые декларации подают за тот отчетный период, в котором возникает объект налогообложения. Соответственно, если хоздеятельность не осуществляется, то и отсутствует объект, на который начисляют налог и по которому нужно отчитываться.
   
   Это касается и ФЛП — плательщиков НДС, мобилизованных в Вооруженные Силы Украины и которые в связи с этим хоздеятельность не осуществляют и, соответственно, у них отсутствуют показатели, подлежащие декларированию.
   
   В свою очередь, те плательщики НДС, у которых нет хозопераций, но в наличии суммы отрицательного значения предыдущих периодов, декларации по НДС подают в общем порядке.
   
   Информация по данным категорий 101.21, 101.23 ОИР ГФС України: http://zir.minrd.gov.ua


Регистрируем налоговые накладные в Едином реестре без ограничения в сроках

   Лист ДФС від 16.02.2015 № 351/2/99-99-11-02-10
   
   Державна фіскальна служба повідомила про доопрацювання програмного забезпечення щодо формування Єдиного реєстру податкових накладних (ЄРПН) в частині зняття обмеження на реєстрацію податкових накладних та/або розрахунків коригування.
   
   Тепер платники ПДВ мають можливість реєструвати податкові накладні та/або розрахунки коригування з 01.01.2015 в ЄРПН після спливу 15-денного терміну такої реєстрації.
   
   Також розроблено новий електронний сервіс для платників ПДВ, який надає змогу платнику за запитом до ДФС безоплатно отримувати відомості про податкові накладні та/або розрахунки коригування з ЄРПН.
   
   Крім того, покупці — платники ПДВ мають можливість отримувати з ЄРПН електронні копії податкових накладних/розрахунків коригування, які зареєстровані в ЄРПН їх контрагентами постачальниками. Із цією метою покупець надсилає в електронному вигляді запит до ЄРПН, за яким отримує електронне повідомлення про реєстрацію податкової накладної/розрахунку коригування в ЄРПН та податкову накладну/розрахунок коригування в електронному вигляді. Податкова накладна, складена в електронному вигляді, яка отримана з ЄРПН покупцем, вважається такою, що отримана від постачальника.


Правление Национального банка Украины одобрило ряд решений для стабилизации денежно-кредитного рынка на основе рекомендаций Комитета по монетарной политике

   Правління Національного банку України 2 березня 2015 року схвалило низку рішень для стабілізації макрофінансової ситуації за результатами рекомендацій Комітету з монетарної політики Національного банку України (далі – КМП) щодо необхідності проведення більш жорсткої грошово-кредитної політики.
   
   На засіданні КМП було розглянуто стан грошово-кредитного ринку, динаміку макроекономічних показників та можливі сценарії подальшого розвитку подій.
   
   Зокрема було відзначено суттєве прискорення споживчої інфляції – у січні 2015 року до 28.5% у річному вимірі. Основним чинником прискорення інфляції стало коригування цін з огляду на девальвацію гривні. Загалом валютний ринок України перебуває в стресовому стані, що насамперед пов’язано з негативними очікуваннями на фоні продовження військових дій на сході країни. З початку року знецінення обмінного курсу гривні відносно долара США становило близько 80%.
   
   Навіть ураховуючи екстраординарні умови функціонування української економіки, таке знецінення гривні визнано надмірним і таким, що не відповідає фундаментальним макроекономічним параметрам.
   
   Зазначене зумовило необхідність використання разом з уже запровадженими адміністративними обмеженнями таких комплексних заходів монетарного регулювання для стримування девальваційного тиску на гривню, зниження напруги на грошово-кредитному ринку та нівелювання ризиків для цінової стабільності в середньостроковій перспективі:
   
   1) підвищення з 04.03.2015 облікової ставки з 19,5% до 30,0% річних
(постанова Правління Національного банку України № 154 від 02.03.2015) з відповідним коригуванням процентних ставок за активними та пасивними операціями Національного банку України з регулювання ліквідності банківської системи.
   
   Водночас з метою уникнення негативних наслідків для стабільності банківської системи визнано доцільним обмежити вплив підвищення облікової ставки на вартість уже наданих банкам стабілізаційних кредитів – їх вартість не зміниться;
   
   2) збільшення обсягів обов’язкових резервів банків.
   
   У наступному періоді утримання обов’язкових резервів (11 березня – 10 квітня 2015 року) обсяг обов’язкових резервів банків у встановленому нормативі збільшиться орієнтовно на 12 млрд. грн., що зменшить обсяги вільної ліквідності банківської системи та сприятиме зниженню девальваційного тиску на обмінний курс. Основним чинником такого зростання буде курсова переоцінка залучених коштів в іноземній валюті. Оскільки таке зростання обов’язкових резервів є надто жорстким навіть за нинішньої ситуації на грошово-кредитному ринку і може ускладнити банкам обслуговування платіжного обороту їх клієнтів, ухвалено рішення дозволити банкам зараховувати в покриття обов’язкових резервів 100% обсягу залишків готівки в касах банків в національній валюті (наразі можна зараховувати 50% від таких залишків). Це дасть змогу нівелювати вплив курсового чинника на обсяг обов’язкових резервів в сумі орієнтовно 9 млрд. грн. Відповідно обсяг обов’язкових резервів, який банкам необхідно буде сформувати додатково, збільшиться орієнтовно на 3 млрд. грн. (більш точні цифри залежатимуть від динаміки обсягу залучених коштів та обмінного курсу до початку наступного періоду резервування). Нові резервні вимоги набудуть чинності з 10 березня 2015 року;
   
   3) використання жорстких кількісних показників грошової пропозиції відповідно до попередніх домовленостей з фахівцями Міжнародного валютного фонду.
   
   На засіданні КМП було розглянуто та схвалено попередньо узгоджені з МВФ в рамках нової програми розширеного фінансування орієнтири монетарних агрегатів. Зокрема максимально допустиме зростання монетарної бази в 2015 році, узгоджене з макроекономічними прогнозами, було оцінено в 91 млрд. грн.
   
   Параметри монетарної програми передбачають:
   
   - значна частина збільшення монетарної бази буде забезпечена шляхом надання кредитних ресурсів Фонду гарантування вкладів фізичних осіб для здійснення компенсацій вкладникам ліквідованих банків з метою відновлення стабільної роботи банківської системи;
   - жорстке обмеження зростання обсягів ОВДП у портфелі Національного банку України, тобто мінімізація фінансової підтримки НАК "Нафтогаз України" та державного бюджету;
   - активне використання стерилізаційних інструментів для абсорбції надлишкової ліквідності банківської системи з метою нівелювання інфляційного та девальваційного тиску;
   - рівномірний квартальний розподіл перерахувань прибутку Національного банку України до державного бюджету з метою недопущення дестабілізації грошового та валютного ринків.
   
   За оцінками фахівців Національного банку, цей комплекс заходів разом з уже запровадженими адміністративними обмеженнями на фоні деескалації військового конфлікту на сході країни та отримання коштів від міжнародних фінансових організацій дасть змогу зняти напругу на грошово-кредитному ринку, знизити волатильність обмінного курсу та сформувати тенденцію на зниження інфляції до однознакового рівня в середньостроковій перспективі. Як тільки зазначені тенденції набудуть стійкого характеру та за наявності ознак макрофінансової стабілізації Національний банк України має намір поступово пом’якшувати грошово-кредитну політику та скасовувати запроваджені адміністративні обмеження.