RSS новости
Играть онлайн в игры денди
 
Каталог / Разное
Ссылка на ленту:

Две строки / шесть слогов: Публикации

Лента публикаций о танкетках. Танкетка - это сверхкраткая поэтическая форма, состоящая всего из двух строк и шести слогов.

01:00 28.06.13

Владимир Лашин: По парку в танкетках: о книге Владимира Ерошина "Лето. Парк танкеток"



Владимир Ерошин. Лето. Парк танкеток
М.: Вест-консалтинг, 2012
ISBN 978-5-91865-177-3
reading-hall.ru/book.php?id=453
Заказать: litlavka.ru/book.php?id=347
В руках у меня редкость - один из трёхсот экземпляров книги Владимира Ерошина "ЛЕТО / ПАРК ТАНКЕТОК". Спасибо автору, прогулялся по его парку с большим удовольствием! Вдоль и поперёк, туда и обратно... Книгу прочёл с чувством, с толком, с расстановкой: с чувством глубокого удовлетворения как читатель
          чувство
...


Алексей Верницкий: Новая симметрия поэтических миниатюр: битанкетки

Впервые опубликовано в Литературном альманахе "Белый ворон", осень 2011

Хокку - это стихотворная форма, заимствованная из японской поэзии, а именно, трехстишие, написанное по схеме 5+7+5, то есть 5 слогов в первой строке, 7 слогов во второй строке, 5 слогов в последней строке, например:
Красный секатор.
В фарфоровую вазу
Красный шиповник.
Следует сделать пару оговорок. Во-первых, помимо метрических ограничений на число слогов, в хокку существуют некоторые более или менее твердые ограничения, касающиеся темы, последовательности развития образов и т.п., однако это тема для отдельной сложной филологической дискуссии. Во-вторых, русскому поэту или читателю, непривычному к силлабике, часто бывает сложно убедиться, что число слогов именно 5+7+5; один способ, который облегчает эту проверку, описан в моей статье "Мы научили русских поэтов считать слоги" в журнале "Волга", 2008 г., N 3.
...


01:00 25.09.07

Николай Редькин: "Вести / по зеркалу"


Хочу рассказать, почему мне в августе больше всего приглянулась эта танкетка:
вести
по зеркалу
Мне кажется, танкетка тем интереснее, чем больше толкований, ответвлений смысла можно к ней применить. И в данном случае еще и ГРАФИКА на это работает, точнее, - ОМОГРАФИЯ первой строки (т.е. разные слова разных частей речи совпадают в написании, но не в значении и не в произношении). Если мы прочтем с ударением на втором слоге, то представим а) неприятный, колюще-режущий НАС звук; чем-то острым проводят по поверхности зеркала: то ли назло нам, чтобы вызвать у нас раздражение, то ли в раздражении от того, что увидели в зеркале. Именно это, то, что некто видит в зеркале,- тайна, о которой можно догадываться, но узнать которую ЗАПРЕЩЕНО; и б) вестИ кого-то за собой по зеркалу. Лично мне в данном случае представляется картина двух одиноких на многие пространства людей, медленно бредущих по реке, покрытой льдом... В любом случае, фигуригует прозрачный лёд, возможно, - опасно тонкий.
...


01:00 25.09.07

Алексей Верницкий: "Клюква / настоятель" и "нёндро / дротаверин"


Хочу прокомментировать две моих танкетки.

1.
клюква
настоятель
Комментарий. Во-первых, сразу возникает образ клюквенной настойки, так что сравнительно редкое слово "настоятель" (по аналогии со словом "растворитель") оказывается переосмысленным как общий термин для крепкого спиртного напитка (водки или коньяка). Во-вторых, образ клюквенной настойки сталкивается со словом "настоятель" в его истинном значении - глава монастыря - так что возникает образ затерянного в лесу монастыря, где собирают клюкву, и настоятель, добрый дедушка с бородой, делает из нее клюквенную настойку. В третьих, этот образ настоятеля сталкивается со словом "клюква", и читатель понимает, что этот образ действительно является клюквой, то есть слащавым представлением об "истинной" России.
...


Георгий Жердев: Все песни о любви

[Обзор танкеток за Август 2007]

И все наши мысли о любви, и все наши песни о любви, и все наши дети от любви. Песен от нас требуют еще и еще - ведь женщины любят ушами. Что песен - сонетов, лучше од, романтических поэм до гробовой доски. А мы, мужики, только "пфф" да "уфф", да отделываемся междометиями. До сонетов ли, когда сбилось дыхание?

Им нужно стихов? - вот где к месту мужественная лаконичность танкетки. Но способна ли эта самая танкетка - от которой кто-то ждет медитативных высот, а кто-то философских глубин - может ли эта футуристическая конструкция интеллигентского ума стать первобытным междометием краткой любовной песни? Не стекло и бетон постмодернистской разумности, но воздух и свет средневековой чувственности... Песнь - не о любви, песнь - любви...

Эти мысли мне навеял августовский цикл любовных диад Shadegrown'а. Но прежде, чем искать отзвуки летних страстей в текстах минувшего месяца, я решил начать с большего - с накопленных за эти годы антологий (обеих).

Вот:


слова
моя любовь

слова
моя любовь
(Роман Савоста)


нету чувств
в смысле слов
(Рой Ежов)


песок
на лопатках
(Роман С)


улыбки
локонов
(Константин Микитюк)


позвони
помолчим
(Георгий Жердев)


пахнут
мысли цветка
(Роман С)


Женский взгляд
Снизу вверх
(Алексей Верницкий)


пригвозди
каблучком

я тень
на асфальте
(Георгий Жердев)


пляж между
ног небо
(Константин Микитюк)


тссс тронешь
губы пальцем
(Алексей Верницкий)


будь жена
женщиной
(Сергей Дышловой)


скрепил
тебя собой
(Владимир Монахов)


любовь
трение душ
(Роман Савоста)


Срамота
касаний
(Валерий Березовский)


любовь
метод тыка
(Роман Савоста)


пой меня
май меня
(Алексей Верницкий)


воздушно
капельно
(...


Роман Савоста: Дань Казимиру Малевичу, а также о пустоте, судьбе и трансценде


"Черный квадрат" Малевича - картина, которая не содержит в себе свободного пространства - ни в отношении элементов картины, ни в отношении цвета, его насыщенности. Картина, вытеснившая всю пустоту и поглотившая ныне уже неизвестный прежний мир подобно черной дыре. И это дыра максимально возможной плотности. Если провести параллель с поэзией и, в частности, с танкетками, подобного эффекта можно было бы добиться таким способом: 1) свести интерлиньяж до нуля, чтобы строки наехали друг на друга и 2) установить отрицательный кернинг, чтобы все символы сместились в один. Другой способ - это и есть поэзия, вот несколько танкеток разных авторов на тему рассматриваемой картины:
...


02:00 28.12.05

Сергей Сутулов-Катеринич: Три века и два месяца


Длинная поэма в танкетках "Пушкин. Осень. Шевчук" С. Сутулова-Катеринича привела к интересному обмену мнениями, причем точки зрения участников дискуссии оказались в ряде случаев диаметрально противоположными. Вот почему мы попросили автора отобрать те моменты дискуссии, которые ему показались наиболее важными.
А.В., Ж.Ж.     
Смотрите также: Алексей Верницкий: Розы были розы были розы



2 ноября 2005 г.

Иван!
Я уже недели две БОЛЕЮ ТАНКЕТКАМИ.
Посмотри по ссылке.
...


Роман Савоста: Добавил как отнял


Я пришел к выводу, что цикл танкеток может заканчиваться не целой танкеткой, а ее половиной, одной первой строкой. Это даже не противоречит медитативному свойству танкетки. Если цикл заканчивается отдельной строкой, а это два или три слога, в сознании читателя происходит осознанное продление текста еще на три или четыре слога, во всяком случае, возникает хотя бы пауза такой длины.

С другой стороны, если автор вместился в полтанкетки, ему незачем додумывать еще одну лишнюю строку.
...


Георгий Циплаков: Шесть слогов о главном. Постскриптум


Здесь Валерий Прокошин опубликовал свое мнение о танкетках (и несколько раз процитировал, за что ему отдельное спасибо, нашу с А. Верницким статью "Шесть слогов о главном", опубликованную во втором "Новом мире" за этот год). Его небольшой отзыв содержит некоторые типические упреки танкеткам, поэтому я решил на него коротко ответить. Начну по порядку, со следующего фрагмента:

"Автор идеи Алексей Верницкий утверждает, что изобретенная им форма отличается от всех ранее существующих: "они не похожи ни на один из кратких жанров: ни на хокку, ни на одностишия, ни на пословицы, ни на афоризмы". Согласиться с этим трудно, потому что тексты утверждают как раз обратное. В публикуемых танкетках без труда можно обнаружить элементы и хайку (стук в крышу/ дождь пришел), и афоризма (две по сто/ и родство), и пословицы (первый блин/ лицом в грязь), и чисто поэтический образ (все капли/ бездонны). Здесь же встречаются визуальные тексты и палиндромы. Какая-то часть "коротышей" нахально балансирует между верлибром (комар/ вот и лето) и прозой (Лето/ сижу в трусах). А еще есть группа текстов, которые и не знаешь, к чему их отнести (Я список/ кораблей; цветы/ качаются; Поэт/ не дорожи; сносит/ течением) и т.д."
...


Алексей Верницкий: "Знамя" о танкетках

Статья Николая Работнова в последнем "Знамени", в которой говорится о танкетках, может создать у читателя впечатление, что все цитируемые в ней танкетки написал я сам, а это не так. Конечно, когда речь идет о коротких поэтических текстах, имя и фамилия автора могут оказаться длиннее, чем сам текст. Если целью статьи является не выявление индивидуальности каждого из этих авторов а, напротив, представление той формы, которая их объединяет, тогда имена могут оказаться мешающими, лишними. Однако в этом случае есть простой выход: всего лишь нужно перед цитатами указать, что это тексты РАЗНЫХ авторов, и что если читателю интересно, кто конкретно написал какой из этих текстов, и что еще написал каждый из этих авторов, читателю следует пойти по такой-то ссылке, и там будут и все эти тексты, и другие тексты этих авторов. (К слову сказать, поиск и индексация на сайте танкеток, благодаря создателю сайта Георгию Жердеву, организованы превосходно, так что поиск автора по тексту или текстов по автору труда не представляет.) Когда Владимир Губайловский писал о танкетках в "Арионе", он использовал именно такой способ представления текстов - без имен, но с подробной ссылкой. К сожалению, в статье Работнова непреднамеренно получились "испорченные телефончики". С одной стороны, автор "Знамени" переписывает танкетки из статьи в "Арионе" со ссылкой на статью Губайловского. С другой стороны, Работнов приводит несколько моих танкеток с указанием моего имени. Сам по себе каждый из этих двух способов цитирования имеет право на существование, однако когда они сосуществуют на одной странице, у читателя может создаться ложное впечатление, что танкетки, перенесенные в "Знамя" из "Ариона", написаны мной. Хотелось бы извиниться и назвать настоящих авторов: Roi Ejou и Роман Савоста. Вы можете сказать: какая разница, речь-то идет всего лишь о миниатюрах из двух строчек, какая...


Алексей Верницкий: Как мы не воздвигли себе памятник


Несколько недель назад, шестого марта, сайт "Сетевая словесность" отмечал первую годовщину существования танкеток в русской поэзии. Танкетки - это не единственная литературная форма или литературное направление, чья дата рождения точно известна. Например, мы знаем, что дадаизм осознал себя как направление и получил свое название восьмого февраля 1916-го года. Однако между тем, как и почему танкетки возникли в день 06/03/03 и тем, как и почему дадаизм возник в день 8/02/16 есть важная разница, о которой я сейчас хочу поговорить.
...


Roi Ejou: Статистический анализ танкомассы


В настоящей статье приведен краткий анализ частоты употребления слов в танкетках. Использована утилита частотного анализа текста из программы Disser ВЕРСИЯ 5.1.3 (http://kankowski.narod.ru/default.htm). К сожалению, утилита различает одно слово с разными окончаниями, поэтому статистика несовершенна, - приведены только качественные результаты (велика вероятность ошибки в последней цифре).

Итак, по результатам конкурса-2003 и 8 месяцев текучки (июнь03-январь04), наиболее часто попадающимся значащим словом является "танкетка". (Маэстро, урежьте туш!) Она идет почти вровень с сакраментальным "я/меня/мой". Ну, это понятно, нарциссизм - "детская болезнь".
...


01:00 27.05.03

Алексей Верницкий: Две строки, шесть слогов: Конкурс открытий


Помните, Гребенщиков описывал ситуацию культурного застоя такими словами:
И над кухней-замком
Возвышенно реет
Похожий на плавки
И пахнущий плесенью флаг.

Именно в таком застое находились уже несколько десятилетий сверхкороткие тексты в русской поэзии (говоря "сверхкороткие", я имею в виду, что они в два-три раз короче, чем японские хайку). И именно потрепанный флаг-плавки развевался над ними до совсем недавнего времени; этим флагом являлось одностишие Вознесенского:
...


Алексей Верницкий: И увидел он, что танкетки хороши

Разворачивайтесь в марше
Я пишу эту заметку по итогам конкурса танкеток, проходившего на сайте "Сетевая словесность". Прежде всего я хочу искренне поблагодарить всех авторов, принявших участие в конкурсе, ибо через них обрела свое конкретное воплощение эта новая поэтическая форма. Радостно видеть, что более трехсот танкеток, присланных на конкурс - это не просто поэтические эксперименты и упражнения; но, напротив, эти тексты настолько интересны и разнообразны, что я предлагаю рассматривать присланные на конкурс танкетки как хрестоматию танкеток, по которой через сто лет филологи будут изучать, какими выразительными средствами пользовались в поэтических миниатюрах русские поэты начала XXI-го века. Совсем не претендуя на полноту анализа, в этой заметке я хотел бы рассказать лишь о двух-трех моих наблюдениях, касающихся присланных на конкурс текстов.
...